СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью

 

В последние годы я много размышлял над новой тенденцией. Если раньше частой проблемой была агрессивность детей и недостаточный уровень интеллектуального развития, то в последние годы ситуация коренным образом изменилась. Лично я для себя формулировал проблему так: «преждевременное интеллектуальное развитие в ущерб базовому созреванию личности». И три важных аспекта этой проблемы для меня были:

 

Снижение внимания

Нарушение координации между сознанием и телом

Отсутствие мотивации к занятиям

 

Также озадачивал меня тот факт, что эти три аспекта проблемы, делающие обучение практически невозможным, часто сопровождались, в разных комбинациях:

 

Завышенной оценкой собственного интеллектуального развития

Опережающим развитием логического мышления

Избыточной речевой активностью

 

Гиперактивность некоторых учеников, сама по себе, для меня не была проблемой. Отчасти это связано с тем, что часть гиперактивных детей изначально избирала другие спортивные секции, а так же и с тем, что тайцзицюань довольно быстро вырабатывает способности к концентрации, как впрочем, и индийская йога. Гораздо больше меня удручало другое сочетание: снижение внимания с аутизмом, отсутствием движений.

 

Почему эта проблема так меня волнует? Прежде всего, моя многолетняя политика – это стремление не отбирать лучших, а поднимать всех учеников до высокого уровня. При этом наиболее талантливые несколько тормозятся в личном прогрессе, но я заранее честно предупреждаю всех, что мы идем «всей командой». Поэтому проблемы отстающих для меня важнее, чем проблемы «чемпионов». Этой установкой я пожертвовать не могу. (Несмотря на то, что преподаю в китаеведческой школе, где высокий уровень подготовки).

 

Недавно я совершенно случайно узнал о существовании дискуссии по проблеме СДВГ. Для меня было очень важно узнать, что наконец-то общество обратило внимание на эту проблему. Ознакомившись с материалами форумов по СДВГ, я узнал, насколько много людей страдает от того, что их дети получили этот страшный диагноз. Надеюсь, что мои методы могут реально помочь найти пути исправления конкретной ситуации. Для начала даю ссылки на свои статьи разных лет.

Во-первых, вот моя статья от 1997 года по проблеме «Хронической усталости». Синдромы, конечно же, различаются, но список возможных причин и в том, и в другом случае совпадает, что наводит на размышления…

Поскольку «факторы риска» развития обоих синдромов не только никуда не исчезли, а наоборот, усиливают свое воздействие, то Вам будет полезно ознакомиться с этой статьей:

http://daofanshu.narod.ru/stati/med/medicina3.htm

Вторая статья посвящена вопросу «С какого возраста нужно начинать занятия ушу?» и содержит критику «ускоренного развития личности». Впрочем, это очень мягкая критика. Ознакомившись с материалами Вашего форума (сообщения родителей), я пришел в ужас, и моя позиция в отношении «ускоренного развития» будет теперь намного жестче.

http://daofanshu.narod.ru/ushu/Wushunachalo.htm

Поскольку мое основное образование медицинское, я в течении 12 лет работал анестезиологом-реаниматологом, изучал также механизмы действия восточной медицины. Итогом этого изучения стали мои статьи о эндорфинной системе организма. В них доступным языком изложена информация, которую Вы вряд ли где-нибудь найдете самостоятельно:

http://daofanshu.narod.ru/stati/psix/osobennost_endorf.htm

http://daofanshu.narod.ru/stati/psix/seminar_endorf.htm

 

В случае, если эти статьи покажутся Вам заслуживающими интереса других родителей, не возражаю против ссылок на них, или их перепечатку.

 

Что касается конкретных методов.

Синдром гиперактивности вполне поддается коррекции. Наиболее реальными являются методы, использующие задержку дыхания. Например, дыхательная гимнастика йоги, игровые упражнения с задержкой дыхания (игра в «водолазов»), китайская дыхательная гимнастика. Также эффективны методы, связанные с преодолением умеренных болевых ощущений – растяжки на «шпагат» из системы восточных единоборств, йоги, западного балета и др.

При понимании механизма действия, любой родитель может реально помочь своему ребенку.

 

Синдром дефицита внимания – очень сложен, но есть один великолепный метод – китайские шашки вэйци (Го). Единственная трудность – в тяжелых случаях групповые занятия невозможны, надо заниматься индивидуально. Зато здесь мы имеем возможность развить мотивацию и волевые качества. Детям это интересно, и они реально достигают успехов именно в развитии внимания! За десять с лишним лет преподавания мне довелось видеть фантастические результаты, когда весьма проблемные дети участвовали в турнирах, выходили на уровень международных соревнований, становились серьезными и ответственными. Даю еще одну ссылку:

http://daofanshu.narod.ru/veisti/TrexletieShkoliWeitsu.htm

 

 

Мои сомнения относительно СДВГ

 

Мне не вполне понятно частое диагностирование данного синдрома в экономически благополучных странах, обеспеченных семьях. Если, как заявляется медиками и фармакологами, причина синдрома скрыта в ММД (минимальных мозговых дисфункциях), вызванных родовой травмой и неблагоприятной экологией, то у меня возникают следующие вопросы. Почему раньше, в эпоху отсталого родовспоможения, этот синдром не был описан, как медицинский? Почему в развитых, благополучных, богатых странах, он встречается чаще?

Мне также непонятно, почему критериями медицинского диагноза служат даже не психологические, а педагогические тесты. Если клинический диагноз ставится на основании тестов и мнения педагогов, и это служит показанием к назначению серьезной медикаментозной терапии, то это выглядит слишком радикально, мягко говоря.

У меня складывается ощущение, что критерием здоровья ребенка становится уровень его успеваемости в школе. Успеваемость не может быть медицинским критерием! Нельзя смешивать медицину и педагогику!

Меня удивляет отсутствие критериев дифференциального диагноза с другими медицинскими синдромами. У меня возникает подозрение, что в этом случае, СДВГ придется дифференцировать не с медицинскими, а с психологическими нарушениями.  (Которые требуют не фармакологического лечения, а социальной и психологической реабилитации).

Мне не понятно, почему игнорируются внутрисемейные факторы развития личности ребенка. Например такие, как воспитание в неполных семьях, ограничение контакта с матерью (воспитание наемной прислугой), ранний и неограниченный доступ к компьютеру и телевизору. Большинство компьютерных игрушек для малышей требуют (и вырабатывают, соответственно) быструю смену движения персонажа, при этом компьютер «доделывает» за оператора всю «мелкую работу». То есть, компьютер требует только быстрого переключения из одного режима в другой, без развития навыка кропотливого завершения любого действия.

Также не заметил исследований о связи гиперактивности с нарушениями координации движений. А между тем, для каждого конкретного ребенка это очень важно. Если нарушений координации нет, то мозговые дисфункции, вероятно, не столь велики, и мы имеем дело с психологическими особенностями в поведении. А если таковые нарушения координации есть, то мы имеем надежный критерий динамики развития ситуации, и рычаг для ее исправления!

 

Очень болезненный вопрос – о неблагоприятной роли программ «ускоренного развития личности». Практически нет сообщений о негативном влиянии на ребенка программ интенсивного развития интеллекта. Даже если ребенок успешно справляется с ранней интеллектуальной нагрузкой, он теряет время для развития эмоциональной сферы, координации с собственным растущим телом, что может привести в дальнейшем к психологическим и поведенческим проблемам. И тем более страшно, если в раннем детстве случается психологический срыв из-за невозможности справится с интеллектуальной нагрузкой. Такой срыв адаптации может быть пусковым фактором именно к протестному поведению при всех формах обучения.

Также нет статистических данных о роли поведенческих стереотипов. Отсутствие привычки к труду, потакание всем капризам, неумение родителей сказать ребенку «нет» и «надо». И здесь еще раз покритикую программы «раннего развития». В погоне за демонстрацией сиюминутных успехов, некоторые «мастера преждевременного обучения» используют такой метод. Они сводят обучение к игре, делая его максимально приятным и комфортным для ребенка. Результат, безусловно, есть, но вот что является «побочным эффектом». В очень раннем возрасте вырабатывается жесткий стереотип. Ребенок соглашается делать «только то, что ему приятно». После шести лет никто и нигде не даст ему таких условий для обучения. И ранние превосходные успехи сменяются негативным отношением к любому виду труда и серьезного обучения.

 

Синдром «избыточного речевого развития».

 

В последние годы я наблюдаю еще одну любопытную тенденцию. В моем поле зрения такие дети встречаются довольно часто, приблизительно один из десяти - двадцати. Такие дети характеризуются безудержным стремлением к речевой активности. Они искренне верят, что непрерывное произношение звуков вызовет похвалу окружающих по типу «ах, какая умница!». В семье такие дети говорят непрерывно, и, если родители разговаривают друг с другом, они начинают говорить громче, родители повышают голос, дети, в свою очередь, переходят на крик. Но, если в семье такое поведение не встречает критики, то в большой группе детей все идет совершенно иначе.  К сожалению, педагог испытывает совершенно другие эмоции! Непрерывно говорящий ребенок вызывает у него бешеное раздражение! Такой ребенок «разваливает» всю его работу на уроке! Возникает конфликт.

Ребенок, получивший в раннем детстве устойчивую привычку к непрерывному говорению, из объекта восхищения внезапно превращается в «двоечника». Мое субъективное мнение таково. Здесь виновато неконтролируемое применение программ «ускоренного развития» речи. У большинства детей конфликта не возникает, так как кроме развития речи, они занимаются и развитием мелкой моторики, физкультурой, лепкой и рисованием. Но, в каком-то проценте, ребенок получает привычку получать похвалу у взрослых именно за сам факт говорения. И этот механизм получения одобрения закрепляется! В итоге педагоги получают долговременный источник головной боли, а ребенок – жесточайший психологический стресс – его начинают ругать за то, за что раньше хвалили! При этом дети не имеют никаких проблем с интеллектом.

 

Мой взгляд на пути решения проблемы СДВГ

 

Поскольку СДВГ является синдромом с довольно аморфными диагностическими критериями, то и лечение, а лучше сказать, - коррекция – тоже должно быть синдромным.

Абсолютно ясно, что первым шагом является временный отказ от обучения в коллективе. У ребенка имеет место дезадаптация. Нужно как-то скомпенсировать ситуацию, а потом возобновлять нагрузки. Приведу простой пример. У прыгуна в высоту от избыточных усилий произошла травма сухожилия, и он показывает худшие результаты по сравнению с основной группой. Имеет ли смысл стимулировать его «взять высоту»? Конечно нет! Ему надо дать полный покой и квалифицированное лечение, а не гнать на барьер с порванным сухожилием.

Далее, следует выявить ведущий синдром, и разработать индивидуальную программу его коррекции.

 

 

Если Вас что-то заинтересует, пишите или звоните, на сайте

http://daofanshu.narod.ru/

есть мои контакты.

 

С уважением, и пожеланиями не терять надежды,

Алексей Кузьмин.

 



Сайт создан в системе uCoz