С какого возраста начинать тренировки ушу?

 

Критика программ «ускоренного развития» личности.

 

Все, наверное, уже давно заметили, что в последнее время идет нездоровая тенденция «ускоренного развития личности». С одной стороны, каждый педагог стремиться продемонстрировать успехи своих вундеркиндов, и почти все «современные психологи» наперебой рекламируют свои программы «раннего развития».

К сожалению, многие родители, испытывая гипертрофированное чувство гордости, хотят сделать из ребенка «чемпиона в три года». Уже с трех лет ведут на секции Боевых Искусств!!!

Автор этой статьи столкнулся с этой проблемой и как преподаватель, и как родитель.

Вот мои впечатления. До трех лет ребенок существует как чисто эгоцентрическая вселенная. Он познает мир, учится с ним контактировать, развивает речь и эмоции, формирует ценности и привязанности. В этом возрасте он доверяет только родителям, родители и должны им заниматься. Если они конечно, хотят, чтобы их ребенок впоследствии тоже обзавелся семьей.

В этом возрасте лучше всего создавать условия для естественного развития. Мне взбрела в голову нелепая мысль начать обучать дочку с двух лет. Да, ребенка можно обучить неким механическим движениям, шаблонам, предназначенным для взрослого бойца, что я с тупым энтузиазмом и начал делать. Посмотрев на плоды своего труда, я увидел, что ребенок старательно заучил движения, которые будут для него бесполезными еще лет восемь, как минимум. Биоробот какой-то… С ужасом подумав, к чему могут привести такие «успехи», я с легким сердцем забросил эти упражнения. Тем не менее, коллективный семейный энтузиазм требовал выхода, и на ребенка был обрушен шквал усилий по развитию речи, мышления, моторики… В результате в семье вырос томагучи, который требует постоянного речевого контакта со взрослыми…

Сейчас мне совершенно ясно, что в возрасте между тремя и пятью годами ребенок проделывает огромную внутреннюю работу. Он переходит из эгоцентрической вселенной в мультивселенную, принимает наличие других индивидуальностей, которые не являются продолжениями его желаний, осознает конечность собственного существования. Он укореняется в семье. Такая работа требует массы энергии, сил, помощи взрослых. Если вместо этого ребенка загрузить информационным потоком, то он либо не примет семейные ценности, либо будет всю жизнь подвержен страху смерти, либо проявятся другие эмоциональные проблемы…

Если психологи, пропагандирующие «ускоренное развитие» этого не понимают, то они плохие психологи. А если понимают, но все равно делают – значит, плохие люди.

Но вернемся к моему личному опыту. Вторая попытка была предпринята в возрасте пяти лет. На дочку обрушились ежедневные часовые тренировки базового курса тайцзицюань. Эта развивающая программа продолжалась в течение месяца. Такой «интенсив» ребенок мог бы перенести, на физическом уровне, но на эмоциональном уже начал развиваться негативизм. Можно было продолжать «роботизированные» тренировки, используя нажим, азарт, раздувая честолюбие и стремление к соперничеству. Но это, извините, уже насилие над личностью, ломка характера извне. Такое не окупится даже медалью чемпиона галактики.

В чем главный стопор? Очень незрелая координация движений. Пять лет – это время, когда не все мышцы осознаются, не все движения могут быть скоординированы. Единственный выход – упрощать движения. Но упрощение вызывает катастрофическое падение интереса. А собственные волевые качества пока просто отсутствуют. В пять лет упорство проявляется только в стремлении к удовольствиям.

Тем не менее, один важный прорыв все же наступил. Ребенок усвоил ритуал – систему поведения, новую форму отношений «ученик – учитель». На самом деле, это залог для всех дальнейших успехов. Если нет ритуала, ребенок любого взрослого будет подгонять под рамки поведения в семье, требовать «особого отношения».

 Наиболее успешными оказались те упражнения, которые проходили непосредственно в физическом контакте, то есть парные техники. Самооборона в таком возрасте пошла лучше, чем элементы, требующие визуализации. Все же тренировки были прекращены. Ушу вновь было отброшено, ради походов и морских купаний, кстати, ребенок легко научился плавать под водой. Этот родительский опыт совпадает и с тренерским опытом. Видимо, до шести лет лучше всего заниматься неторопливым развитием общей координации движений, осторожно подводить ребенка к преодолению боли при посадке на шпагаты, не ломать психологически, а формировать волевые качества. Да, у моей дочки нет полного шпагата. Остается немного, но насильно сажать ее я не собираюсь. Пусть это будет ее победа, а не результат моего психологического или, упаси, Боже! - физического нажима.

Другое дело, что в пять лет как раз и закладывается способность ребенка ощущать свое тело, контролировать и координировать движения. И ему должна быть предоставлена возможность для такого развития. Печально, если вместо этого он проводит время перед телевизором или за партой.

Это и есть проблема ускоренного развития интеллекта в ущерб координации движений. 5-летние математические и лингвистические гении все хуже и хуже контролируют собственное тело, и эта тенденция в последние годы обозначается все отчетливей.

Поскольку сам я являюсь тренером тайцзицюань и тренирую в нескольких возрастных группах,  то постоянно вижу это на занятиях.

Резкая граница пролегает между 5 и 6-летним возрастом. С шести лет можно начинать полноценные занятия ушу, как традиционного искусства. В этом возрасте дети принимают традиционные нормы поведения, способны к вежливому общению с другими учениками и учителем, у них появляется внутренняя мотивация, формируются волевые качества. Они способны освоить координации движений любой сложности.

 

Автор понимает, что его видение достаточно однобоко. Развитие эстетики, эмоций, рисование, музыка это нечто иное, чем чисто информационная нагрузка. Готов выслушать и другие точки зрения. Встретимся на форуме!

Качественные обзоры конструкторов сайтов site-builders.ru

http://daofanshu.narod.ru

Алексей Кузьмин

 



Сайт создан в системе uCoz