2005 год

Три года изучения Вэйци в школе 1948

 

Что касается военных методов: первый называется измерением; второй - оценкой; третий - расчетом; четвертый - взвешиванием; пятый - победой. Местность порождает измерение; измерение производит оценку. Оценка порождает расчет. Расчет порождает взвешивание. Взвешивание порождает победу.

Китайский классический трактат «Суньцзы»

                                  

 

Весной 2002 года в школе 1948 с углубленным изучением китайского языка начала существование секция Вэйци. Основной костяк секции – продленка первого – второго классов. Занятия бесплатные. Ученики принимали участие в детском чемпионате России. Планируется участие в кубке Китайского Посла. Проводятся первенства школы. Тем не менее, большинство родителей еще не совсем представляют себе, что это такое. Поэтому еще немного информации на эту тему.

Вэйци (китайские шашки, Го) – это древнейшая в мире интеллектуальная игра, и лучшая модель восточной стратегии. Вэйци моделирует на доске принципы восточной философии. Кроме того, Вэйци знакомит учеников с восточным методом мышления, психотехникой принятия правильного решения. Поговорим об этом подробнее.

Первый этап в цепочке действий – это созерцание или рассматривание. Никто из учеников не владеет этим умением, приходя в секцию. Как правило, получив возможность сделать ход, ученик тут же хватает камень рукой и несет его к доске, и время рассматривания ограничивается временем переноса камня от чаши до доски. При этом полноценный обзор доски невозможен – ученик закрывает ее собственной рукой с камнем! Месяцы уходят на то, чтобы ученик выработал привычку сначала внимательно и неторопливо осматривать доску, замечая истинную реальность, и не использовать упрощенно–обобщенный образ, сложившийся в сознании. Пока не получена достоверная информация, процесс ее обработки начинать нельзя – все пойдет по неправильному пути! Это жестокий урок восточной школы мышления. Думать нельзя! Сначала – только смотреть! Психологически современному человеку довольно трудно к этому привыкнуть и перестроится. Впрочем, у большинства детей получается. Кто-то понимает сразу, многим требуется от трех месяцев до года…

Как достичь этого? Восточные рекомендации таковы – соблюдением строгого ритуала избавится от мешающих эмоций. Кроме очевидных преимуществ, здесь есть еще одна тонкость. Человек под влиянием эмоций воспринимает сложное как неприятное, а простое – как избавление от трудностей. И вот в цепочке принятия решений, когда нужно сконцентрироваться на сложной задаче… Вместо принятия важного решения мозг переключается на второстепенное - легкое и приятное…Прийти к победе таким путем? Ограничение эмоций – это весьма трудно достижимое умение. И не только для западного человека. Многие мои китайские ученики подвержены эмоциям в гораздо большей степени, чем европейские, и зачастую гораздо хуже их контролируют… Однако, есть и противоположные примеры. Гао Юй Цин (наша Юля Гао), наооборот – превосходит всех своей великолепной концентрацией и контролем эмоций. Ее уровень игры весьма высок! Привязанность к эмоциям проверяется по привязанности к победам и неудовольствии от поражений, это видно в игре. И это весьма сильно влияет на уровень игры. Если, потерпев локальную неудачу, ученик не «раскисает» - значит, он может продолжать принимать правильные решения.

Поэтому психотехника Вэйци не многим отличается от психотехники боевых искусств, и там, и там важен дух, бойцовские качества… Мастерство в Вэйци и мастерство в Ушу часто взаимосвязаны.

После получения информации следует ее оценка. Происходит определение важнейшего места, ключевой зоны конфликта, формулируется собственно задача. И только теперь можно приступать к тому, что современный западный человек называет мышлением – к расчетам.

Здесь имеют значение специальные методы. Если созерцание и оценка имеют универсальную ценность во всех без исключения областях, связанных с принятием решений, то специальные методы Вейци полезны только для Вэйци. Тем не, менее, ученики их тоже должны немного знать…

После расчетов наступает этап взвешивания. Ученик должен беспристрастно оценить свои силы и силы соперника, и из тех путей, которые ведут к победе, выбрать самый надежный, тот, который он в силах пройти.

Итак, в соответствиями с древними методами восточной стратегии, можно сказать так. Для достижения победы сначала созерцают - нужно беспристрастно собрать всю имеющуюся информацию. Затем измеряют то, что можно подсчитать и измерить. Оценивают соотношение  - что в свою пользу, а что в пользу противника. Рассчитывают варианты действий для достижения победы. Взвешивают - который из вариантов менее рискован.

Побеждают, выбрав самое надежное решение.

 

За три года существования секции Вэйци в школе 1948 около полусотни учеников научились играть в китайские шашки Вэйци. Около десяти человек вышли на приличный уровень игры. Никто не захотел профессионально заниматься Вэйци как спортом. Большинство оставляет занятия, переходя во второй – третий класс.

 

Вода оформляет поток в соответствии с местностью, армия идет к победе в соответствии с врагом. Поэтому у армии нет какого-нибудь постоянного стратегического расположения сил; у воды нет постоянной формы. Тот, кто способен изменяться и преобразовываться в соответствии с врагом и вырывать победу, зовется возвышенным!

…В соответствии с формой врага, мы устанавливаем победные цели для войска, но оно не в состоянии постичь их. Все воины знают форму [сил], благодаря которой мы добиваемся победы, но никто не знает той формы [сил], с помощью которой мы управляем победой. Поэтому победоносная боевая [стратегия] не повторяется, формы ответа врагу - неисчислимы.

Китайский классический трактат «Суньцзы»

 

Алексей Юрьевич Кузьмин. daofanshu.narod.ru

 

 

Вэйци

Получение информации.

 


Средством, благодаря которому просвещенные правители и мудрые полководцы выступали и покоряли других, а их достижения превосходили многих, было упреждающее знание. Упреждающее знание нельзя получить от демонов и духов, нельзя получить из явлений или небесных знамений; оно должно быть получено от людей, ибо есть знание подлинного положения противника.

Китайский классический трактат Суньцзы

 

Прежде, чем начать цепочку действий по принятию правильного решения, необходимо собрать всю доступную информацию. Поглядим, как это происходит в китайских шашках Вэйци.

При игре на большой доске 19х19, нужно для начала осмотреть собственно доску. Это 361 пункт территории. Размеры доски таковы, что вся территория не может держаться в фокусе зрения, поэтому приходится осматривать территорию по отдельным участкам. Таким образом, с самого начала мозг получает из реальности набор отдельных картинок, которые он составляет в единый виртуальный образ. Этот образ, конечно же, может содержать в себе некоторые ошибки.

Поверхность доски постепенно заполняется выставляемыми камнями, и картина постоянно усложняется. Необходимо обращать внимание на цвет, количество и взаимное расположение камней, считать количество «дыханий» у каждого отдельного камня и групп камней. Кроме того, нужно оценивать формы групп камней и формы пустоты между камнями – это тоже имеет значение.

Постепенно камни вступают друг с другом в тесное взаимодействие и борьбу. Теперь необходимо оценивать качества групп камней по принципу «живые и мертвые». Камни и группы могут быть живыми, мертвыми, пленниками, не живыми и не мертвыми (одновременно и до конца игры, это называется «сэки» – состояние жизни на взаимной слабости), так же статус групп может быть временно не определен. Из описания видно, что ситуация во-первых, не всегда окончательно определена, а во-вторых, не всегда абсолютно рациональна…

Эта неопределенность и иррациональность резко выделяют китайские шашки из всех существующих в мире логических игр, а так же являются препятствием на пути создания компьютерных программ игры. До сих пор не созданы компьютерные программы, способные глубоко проанализировать даже статические позиции. Тем не менее, компьютеры играют в китайские шашки, с каждым годов все сильнее, встречаются друг с другом на мировых чемпионатах, но все еще проигрывают человеку. Причем не чемпионам, а рядовым любителям!

Кроме качественной оценки, необходим так же и подсчет количественный. По количеству оценивается территория, занимаемая построениями камней. В конечном итоге победа будет определена именно занятой территорией. Чем шире поставлены камни, тем большую территорию они контролируют, но слишком широкое построение является слабым, оно может быть уничтожено. Поэтому необходимо оценивать также и баланс силы камней. Если хотябы один фактор не учитывается, то рассуждения направляются по ложному пути, и интеллектуальная работа является напрасной.

 

…Когда посылают в поход армию в сто тысяч на расстояние в тысячу ли, затраты народа и расходы правящего дома будут составлять тысячу золотых в день. Тех, кому причинят беспокойство и ущерб внутри и вовне, кто будет истощен от дороги и не сможет заниматься сельскохозяйственным трудом, будет семьсот тысяч семей. Армии находятся в отдалении на протяжении нескольких лет, чтобы в течении одного дня сражаться за победу, если [полководцы] скупятся на ранги и вознаграждения в сто золотых и, поэтому, не знают положения врага. Это предел негуманности. Такой человек - не полководец над людьми, не помощник правителю, не вершитель победы.

Китайский классический трактат Суньцзы

 

Обычно, истинной реальности в позиции не видит ни один из участников. Начинающие часто ставят камни, полагаясь на «интуицию». Постигнуть абсолютную реальность практически невозможно. Но стремиться к этому необходимо.

 

Форма сил армии подобна воде. Форма воды - избежать высот и стремиться вниз. Форма сил армии - избегать полноты и наносить удар по пустоте. Вода оформляет поток в соответствии с местностью, армия идет к победе в соответствии с врагом. Поэтому у армии нет какого-нибудь постоянного стратегического расположения сил; у воды нет постоянной формы. Тот, кто способен изменяться и преобразовываться в соответствии с врагом и вырывать победу, зовется возвышенным!

Китайский классический трактат Суньцзы

 

Мастер побеждает слабого противника не тем, что безжалостно атакует его, а тем, что видит, что можно атаковать, а что нельзя, что нужно защищать, а что – не обязательно. Слабый игрок тратит силы, атакуя то, что атаковать нельзя, и защищая то, что защищать не обязательно.

Но каковы практические методы получения информации? Прежде всего – это беспристрастное созерцание. Вэйци – один из ярчайших примеров того, как восточная практика созерцания, культивируемая в единоборствах, икебане, чайной церемонии, живописи и каллиграфии, помогает для решения сложнейших интеллектуальных задач.

 

В целом, что касается армий, по которым хочешь нанести удар, городов, на которые хочешь напасть, людей, которых хочешь уничтожить., Первым делом узнай имена командующего обороной, его помощников, членов штаба, личной охраны и слуг. Пусть наши шпионы все узнают.

Китайский классический трактат Суньцзы

 

Еще один прием – выделение в большом явлении как можно больше частностей. Необходимо осмотреть «каждое дерево в лесу» и тогда наша внутренняя картина возможно, совпадет с существующей реальностью.

Третий прием – выявление противоположных качеств у рассматриваемых предметов. Если есть сила, значит есть и слабость… Например, противник построил могучую стену, и рядом с ней наши камни окажутся слишком слабыми. Но, ставя эту стену, противник не успел занять других участков доски. Где он не успел укрепиться? Начинаем второй круг рассматривания…

Мастерство созерцания ничем не отличается от других видов мастерства. Здесь нет ничего мистического. Это мастерство так же нарабатывается со временем. Время и усилия приводят к мастерству, дисциплинируют мышление.

Алексей Кузьмин.

 (095) 481 03 96 daofanshu.narod.ru

 



Сайт создан в системе uCoz