Опасный дар богов.


Алексей Кузьмин,
октябрь, 2001 год.


Возможно, вэйци - древнейшая интеллектуальная игра на земле. Множество легенд рассказывает, как люди получили игру от небожителей. Вот уже более трех тысячелетий люди играют с этой мудреной игрушкой, но так и не поняли до конца логики этой игры. Даже их единственный интеллектуальный инструмент - компьютер - бессильно отступает перед этой игрой. Дар так и остался непознанным. Мы знаем его отдельные качества, свойства, эффекты и закономерности, но не можем охватить явление во всей полноте. Итак, три тысячелетия ребенок играет с игрушкой… Хорошо, если ее дали заботливые следящие родители… А если - нет? Игрушка может быть потенциально опасной. Любая игрушка может быть опасной. Любая вещь, назначения которой человек не понимает, может быть опасной. Мы крутим игрушку и так, и этак… Однажды комбинация может сложится совершенно особенным образом, и что-то произойдет… А может быть, происходит уже сейчас? Проанализируем, как вэйци развивает человека. На первом этапе, когда ученик овладевает основными закономерностями, логикой игры, начинает играть, увлеченно искать решение интеллектуальных задач - происходит резкий интеллектуальный рост. Наряду с ростом счетного интеллекта улучшается внимание, появляется усидчивость, растет способность к концентрации. Человек, играя, развивается и совершенствуется. Это несомненный плюс, и польза. Но вот наступает второй этап. Теперь человек загружает в себя массу специальной информации, посвященной конкретно, исключительно вэйци. Раньше игра была слугой человека, теперь она становится его хозяином. Особенность этого этапа - накопленные знания можно применить только за доской. В жизни они не нужны. Для жизни хватает и тех, с первого этапа… Мозг сопротивляется, он протестует, и единственная возможность смирить его - отдаться азарту побед и поражений. Если азарта нет - нет и интереса. Просто так этот этап не пройдешь. И вот человек продолжает загружать себя информацией, и играть, играть, играть… Вот здесь происходит нечто странное… Человек отдает себя во власть каких-то странных сил. Он охотно жертвует своим временем, карьерой, социальным успехом. Игра становится высшей ценностью. Она завораживает и подчиняет. Человек думает только об игре.

Где грань между обычным и необычным? Фигурист думает о фигурном катании, моряк - о море, рыбак - о рыбе, у каждого свой "пунктик". Может быть, дело в азарте? Но картежники тоже азартны. Все игроки азартны, неважно, вэйци это, или скачки… Может быть, все не так плохо? Человек становится профессионалом в своей области, это нормально. Став лучшим, он будет обучать других - это норма для любого дела, особенно в спорте. Может быть… Но пойдем дальше. Вот пройден этот тяжелый этап. Человек выходит в даны. Теперь это не обычный игрок. Он выше заученных схем, азбуки стандартных ходов. Он - мастер. Мастер творит. Мастер приближается к богам. Он почти дотянулся рукой до небес. Обычные люди для него… не соперники. Он превосходит их интеллектуально на порядки. Ему они не интересны. Он умнее. Он знает больше. Это легко проверить. Он любому может это доказать. Он обыграет любого… в вэйци. И тут вновь происходит нечто странное. Если мастер умнее, почему он должен подчиняться? И здесь мастер начинает переносить игру в окружающую его реальность. Мастер перестает работать. Сначала он перестает работать "на хозяина". Он физически не способен быть управляемым. Он этим даже гордится. Но вот что странно… Своего дела он почему-то не начинает… Или пробует, но бросает… Или имитирует, занимаясь самообманом… Ведь он профессионал только в игре… Все остальное получается хуже. Что особенно странно - он не организует никаких школ. Посмотрите, все детские школы - труд средних кю, иногда - младших данов. Да, в Японии были школы. Были мастера. Иные выращивали аж с десяток (!) учеников! Но чаще все идет совсем не так. Мастер покидает внешний мир. И мастер с головой уходит в мир соревнований. Солнце превращается в черную дыру. Игрушка заменила ребенку жизнь.



Сайт создан в системе uCoz