Мы изучаем Вэй Ци!

 

C 2002 года в школе 1948 существует секция вэйци. За это время с игрой познакомилось около ста учеников, около тридцати юных мастеров в настоящее время  серьезно занимаются, повышая свой уровень. Вэйци… Что это такое?

 

Самая древняя в мире игра

В разных странах эта игра называется по-разному. В Китае ее называют “Вэй Ци”, в Японии “И Го”, в Корее “Бадук”. В англоязычных странах прижилось название “Го”. Есть и образные названия: “Разговор без слов”, “Облавные шашки”, “Сгнивший топор”.

“Сгнивший топор”

Старинная легенда рассказывает, что один молодой крестьянин пошел в лес нарубить дров. На склоне горы он увидел двух почтенных отшельников, присевших под высоким деревом, и приготовившихся играть в Вэй Ци. Крестьянин воткнул топор в дерево и стал наблюдать.

Один из отшельников был небольшого роста, полный, и одноглазый. Его движения были странным образом замедленны, но вместе с тем изящны и естественны. От него так и веяло покоем и умиротворенностью, он словно навевал сон.

Второй отшельник был высок, и опирался на палку.

”Должно быть, он хромой” – подумал крестьянин. Высокий, в противоположность своему товарищу, был быстрым, и все его движения были молниеносны, и отточены до совершенства. От него веяло силой и энергией. Крестьянин перевел взгляд на игру, и потерял счет времени. Камни белого и черного цветов по очереди выставлялись на спил старого пня, в точки пересечения годовых колец и радиальных трещин. Камни образовывали сложный узор, одни группы исчезали, на их месте появлялись новые, композиция все время менялась. Постепенно крестьянин стал улавливать закономерности появления камней, и иногда даже угадывал, в какую точку придется очередной ход. Он начал понимать логику игры, и образ мышления толстого и худого игроков. Позднее он догадался, что это были не простые люди, а небожители, прогуливающиеся по заповедным горам.

О том, что произошло дальше, легенды рассказывают по-разному. Один вариант гласит:

Когда игра закончилась, отшельники встали и ушли по тропинке, ведущей в горы. Крестьянин посмотрел вокруг и увидел, что топорище его топора давно сгнило, а сам он - седой старик.

Другой вариант легенды говорит о том, что крестьянин не постарел. Наоборот, за время, проведенное вблизи небожителей, он приобрел совершенно удивительные способности. Вернувшись в родную деревню, крестьянин обнаружил, что никого из его знакомых не осталось – ведь прошло семьдесят лет. Крестьянин стал помогать людям решать трудные задачи, улаживать споры, лечить и предсказывать будущее. Когда минуло еще семьдесят лет, он удалился от мира и ушел к небожителям.

 

 

На рисунке с барельефа времен династии Хань изображены небожители, играющие в Вэй Ци

 

 

 

Кое - что о игре.

Правила игры просты. На доску, расчерченную линиями 19 на 19, по очереди выставляются фишки черного и белого цветов. Фишки называются "камни".

Камни ставятся в перекрестья линий, поставленные камни двигать нельзя. Игроки стремятся поставить свои камни так, чтобы оградить ими на доске как можно больше территории. Если группа камней со всех сторон окружена камнями  противника, то она может погибнуть. Жизнь и смерть зависит от формы пустоты внутри группы камней. Если  пустота поделена пополам, то такая группа называется "имеющей два глаза", и является бессмертной. Одиночный камень, окруженный со всех сторон, погибает всегда.

Камни в Вэй Ци ставятся по одному и постепенно заполняют всю доску. Пространство заполняется, структурируется, бесформенное сменяется имеющим форму. В шахматах необходимо уничтожить изначально заданное равновесие, в Вэй Ци необходимо каждый раз восстанавливать равновесие на новом уровне. Партнеры занимаются со - творчеством, целью игры является не уничтожение противника, а поддержание равновесия и гармонии. Во время каждой партии рождается неповторимая композиция, в итоге побеждает не агрессивный, а тот, кто лучше чувствует баланс сил.

Важная особенность Вэй Ци  - отсутствие ничьих. Невозможность свести партию в ничью приводит к величайшему психологическому напряжению, полной драматизма борьбе.

 

Поговорки, отражающие стратегию

Для уяснения философии игры процитируем  несколько  принципов стратегии и тактики Вэй Ци: “Не нападай на слабого”. “Соединяй свое, рассекай чужое”. “Прежде чем нападать, укрепляй  себя”. “Нападай на расстоянии, защищайся в упор”. “Не будь жадным”. “Бедный ищет обострения, богатый - стабильности”. “Сначала нужно делить, потом – воевать”. “Кто хочет иметь все, тот все потеряет”.

Эволюция продолжается

Развитие игры началось с незапамятных времен, и по сию пору не прекращается. Меняется не только стратегия. Каждая эпоха рождает новые подходы к пониманию основных принципов игры. При взгляде на сохранившиеся партии древнего периода, видно как трепетно относились мастера к поддержанию баланса, насколько неагрессивной была их манера игры, близкая к идеалам ”Золотого Века”. Партии раннего средневековья поражают ожесточенностью схваток, разгорающихся на доске после обмена первыми же ходами. Для позднего средневековья характерны тяжеловесные ”медленные” построения, обилие тяжелых укрепленных форм. Начало двадцатого века подарило миру новую стратегию, базирующуюся на ”правильных формах” и балансе территории. В этом новом подходе борьба с первых ходов разворачивается не за уничтожение камней, а за доминирование своей стратегии, и разрушении стратегии противника. После длительного периода скрытого конфликта, когда построения черных и белых конкурируют правильностью форм и выгодами пространственного расположения, происходит столкновение интересов в ”ключевом участке” доски. Здесь проявляются тактические таланты игроков, умение задействовать все силы для борьбы в ”ключевой” области. После разрешения главных конфликтных ситуаций, происходит окончательное укрепление границ, где на первый план выходит искусство счета.

Все великие мастера современности обладают яркой индивидуальностью, и каждый силен в своей стадии игры.

 

Игра императоров и простолюдинов.

В глубокой древности, еще до изобретения письменности, игра Вэй Ци была уже известна в Китае. Создателем первой школы игры считается легендарный государь Яо. Он создал теорию игры и обучил на основе этой теории своего сына Дань Чжу. Мудрый Яо передал престол не родному сыну, а самому достойному и трудолюбивому из своих подданных - Шуню. Прежде, чем передать ему правление, он подверг Шуня разнообразным испытаниям, которые тот благополучно преодолел. Став императором, Шунь обучал Вэй Ци многих простых людей, для того, чтобы сделать их умнее. Подобно Яо, Шунь передал престол не родному сыну, а трудолюбивому Юю. Император Юй прославился тем, что преодолел последствия всемирного потопа и восстановил течение в руслах рек. Сведения об этом содержатся в китайских трактатах "Заметки о природе" и "Исторические записки". При этом упоминается, что Яо создал именно теорию, а сама игра имела иностранное происхождение. Историки считают, что игра досталась Китаю в наследство от более древней цивилизации.

 

Когда в Китае появилась письменность, уже существовали многочисленные школы и учителя Вэй Ци. Поэтому среди древнейших книг Китая много учебников Вэй Ци. Это подтверждает данные о том, что к началу письменной истории человечества игра уже существовала в готовом виде. Первые книги писались на деревянных дощечках из бамбука, позднее появились книги, написанные на бумаге.

 

На рисунке изображена страница из древнего учебника Вэй Ци.

 

 

 

Игроки и фехтовальщики

Многие мастера игры являются и мастерами боевых искусств. С одной стороны, школа боевых искусств очень помогает и при упорных занятиях теорией, и в партиях с сильными соперниками. Турнирная партия требует от человека не меньше сил, чем поединок карате. С другой стороны, мастера боевых искусств приходят к выводу, что грубую силу побеждает ловкость, которая в свою очередь не сравнится с силой духа. Поэтому многие мастера предпочитают меряться своим искусством не в смертельной схватке, а за доской Вэй Ци.

 

Однажды знаменитый Миамото Мусаси, величайший фехтовальщик Японии, путешествовал по провинциям своей страны в поисках достойного соперника. На перекрестке проселочных дорог он издалека заметил идущего навстречу ему самурая. По его осанке и манере движения Мусаси сразу понял, что перед ним превосходный фехтовальщик. И чем ближе он подходил к нему, тем более он убеждался. что не ошибся. Судя по могучей внутренней энергии, перед ним был сам Ягю Дзюбэй – личный наставник императора, лучший фехтовальщик при столичном дворе.

Так встретились два знаменитых мастера, знавших друг друга только заочно. Один всю жизнь странствовал по отдаленным местам, постоянно вступая в поединки и участвуя в битвах, другой отстаивал звание лучшего в столице, и тоже постоянно участвовал в поединках. Оба никогда не терпели поражения.

Они прошли мимо, даже не взглянув друг другу в лицо, а лишь оценивая энергетическую наполненность друг друга. Пройдя с десяток шагов, они обернулись одновременно.

– Вы – Миамото Мусаси? – спрсил Ягю, и Мусаси поклонился. – А вы, конечно, Ягю Дзюбей? – и Ягю поклонился в ответ. И больше они не проронили ни слова. Они стояли друг напротив друга, ощущая тяжесть своих гибких мечей, готовых в любой момент вырваться наружу. Затем они оба синхронно свернули и пошли по дороге, пересекающей их путь. Дорога привела их к деревенской гостинице. Они вошли внутрь, и уселись за стол.

Когда хозяин увидел, что к нему вошли два самурая, готовых выхватить клинки в любой момент, он принял мудрое решение, и принес им комплект Го. Самураи молча принялись играть.

Сделав несколько ходов, они на сверхсознательном уровне поняли особенности стратегии друг друга, и пришли к выводу, что их духовная сила одинакова. Так же молча они прекратили играть, вернулись к своему перекрестку, и пошли каждый своей дорогой.

 

 

Функции игры

 

[

Самая известная функция игры – сравнение игровых способностей. При этом чаще всего используется японское название – Го. По Го проводятся разнообразные турниры, где игроки меряются интеллектом, характером, эмоциональной устойчивостью, и общим уровнем здоровья. Ни одно из этих качеств в отдельности не гарантирует победы. И самый высокий интеллектуал, способный в лабораторных условиях решить задачу любой сложности, в реальной схватке, в условиях дефицита времени и эмоционального стресса, может уступить игроку более слабому в технической подготовке, но обладающему хорошей выдержкой. Спортивное Го предъявляет высочайшие требования к здоровью, и может быть очень коварно.

[

Самая приятная функция – развлекательная. С древнейших времен люди с удовольствием проводят время за игрой. Игра не приедается, так как за все время существования цивилизации ни одна партия не повторила другую. Варианты развития событий почти бесконечны.

[

Важнейшая и очень древняя функция – совершенствование разума. Возможности игры здесь просто фантастичны. Ненавязчиво, ”играючи”, человек переходит от простых задач к более и более сложным. При этом гармонично развивается как точное, так и образное мышление.

[

Еще одна функция – общение. Недаром одно из названий игры – ”разговор без слов”. Знание Вэй Ци помогает понять друг друга, минуя любые языковые барьеры. Во время ”легких партий” происходит доверительный контакт с партнером, игроки лучше узнают друг друга, и становятся не просто приятелями, а друзьями.

[

”Древние функции”. В настоящее время это знание практически утрачено. Возможно, и существуют энтузиасты, реконструирующие эти функции, но широким массам об этом ничего не известно.

Календарная функция, например, утрачена полностью. А ведь не случайно древние доски имели пять выделенных точек – звезд. Удивительно, но здесь обнаруживается связь Вэй Ци со знаниями другой древнейшей цивилизации – египетской. Древние египтяне знали легенду, как бог мудрости Тот играл в шашки с Луной на одну семьдесят вторую часть лунного дня. И Луна проиграла целых пять дней! (360 очков – то есть всю доску целиком!). После этого лунный год уменьшился на пять дней, и составил 355, а солнечный наоборот – увеличился. Так в египетском солнечном календаре появились 360 дней, и еще пять, посвященных богам. Четыре стороны доски – четыре времени года, 361 – число пунктов на доске 19х19, плюс пять точек-звезд – вот и календарь.

Гадательная функция Вэй Ци не используется со времен Древнего Китая. Сохранились только упоминания о том, что эта функция существовала.

Функция моделирования. На доске Вэй Ци легко выкладываются ”магические схемы” Хэ-ту, Ло-шу, объясняются силы Инь-Ян, выкладываются различные сочетания триграмм. Маленьким детям легко освоить правила сложения, умножения и деления, глядя на разные расстановки камней на доске.

[

Функция психотренинга. Редкий и малоизвестный метод. На Западе известны многие методы познания ”абсолютной реальности”, ”дао”. Это разные виды медитации, традиционные искусства Востока. Вэй Ци великолепно развивает способности оценки объективной реальности. Эти способности необходимы в боевых искусствах, политике, дипломатии, бизнесе. (Уже из этого перечня ясно, какие категории людей преимущественно играют в эту игру).

Игра - только отражение реальности, но это отражение позволяет перевести такие расплывчатые определения как ”воля”, ”видение”, ”ответственность”, ”агрессивность”, и прочие, в реальный, зримый, числовой язык камней. Иногда жестокая разница в реальности и наших представлений о ней ошеломляет.

Вэй Ци позволяет по-новому взглянуть на себя, понять сильные и слабые стороны личности. Мастер может, только наблюдая игру новичка, сказать очень многое о его поступках в реальной жизни, помочь найти правильную линию поведения. С ростом опыта, человек способен оценивать и целенаправленно развивать свои сильные качества, а так же устранять недостатки.

 

Древнейший метод психоанализа

Партия Вэй Ци – это не только соревнование. После окончания партии, и завершения ритуала подсчета очков, начинается совершенно особенное действо. Проигравший вежливо просит победителя прокомментировать игру. При этом происходят несколько параллельных процессов. Эмоциональная энергия проигравшего переводится в продуктивное русло анализа. На внешнем уровне победитель дает свою оценку логическому развитию сыгранной партии, показывая сильные и слабые ходы. (Опытные игроки без труда восстанавливают все ходы в партии) На внутреннем уровне проигравший находит момент, когда он потерял контроль.

На Востоке считается, что воля должна не только сдерживать эмоции, но и управлять интеллектом. Эмоции сравниваются со скачущей обезьяной, а интеллект – с бешено несущимся конем. Мудрый должен правильно направлять бег своего интеллекта, не давая эмоциям сбить себя с правильного пути. И проигравший определяет, как его воля контролировала нижние сферы сознания. На основе разбора игры человек может скорректировать свою линию поведения в жизни, что является крайне важным для достижения успеха.

Партия считается окончательно завершенной именно после такого разбора, когда внутреннее состояние игроков умиротворено. После этого партнеры церемониальным поклоном выражают свою благодарность за полученное удовольствие.

 

 

На рисунке с японской гравюры в аллегорической форме изображены Конфуций и Лао Цзы, играющие в Вэй Ци.

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz