Принципы развития практики туйшоу
Вот уже лет десять, как искусство туйшоу появилось в России. Существуют не менее десятка вариантов правил и соревновательных форматов по этому виду ушу. Предлагаю познакомиться со своим подходом, который сложился в результате длительных самостоятельных занятий, контактов с российскими и китайскими мастерами, и знакомства с ситуацией в спортивном ушу.
Прежде всего, небольшой экскурс в историю. Все виды боевых искусств зарождались именно как боевые, и имели целью нанести жестокое поражение сопернику. С течением времени они эволюционировали в системы подготовки духа и тела. Превращаясь в системы подготовки, они переносили акцент на выработку правильных реакций и необходимых физических и психологических качеств у занимающихся. Популярность всех боевых искусств взрывообразно возрастала, когда появлялся соревновательный формат, исключающий тяжелые повреждения у соперников. Такой взрыв популярности произошел, когда дзю-дзюцу преобразовалось в дзю-до, окинавское каратэ в японское каратэ-до. То же произошло в момент формирования практики туйшоу взамен кулачных поединков. И все подобные взлеты популярности заканчивались одинаково. Искусство превращалось в спорт. В спорте не важен личный духовный рост, постепенный прогресс. В спорте
самое главное – яркий внешний эффект, видимый результат. И именно это требование к немедленному результату очень быстро отсекает от спорта всех. для кого важен длительный гарантированный рост. Если человеку важен длительный процесс и гарантированный результат – то у него стратегическое мышление, он будет заниматься “до”. Если человеку важна быстрая победа при не гарантированном результате – то это игрок. Спорт собирает игроков и отсекает людей со стратегическим мышлением. Так превращение “до” в спорт убивает популярность, уничтожает возможность длительного постепенного роста, уничтожает духовную составляющую искусства. Спорт уже похоронил дзю-до, каратэ-до, сейчас он дотянулся и до тайцзицюань.В нашей секции мы практикуем несколько другой подход. Цель его – в постепенном совершенствовании техники, развитии принципов “внутреннего направления”.
Мы используем следующие варианты туйшоу:
Отработка традиционных техник. Это горизонтальные и вертикальные круги одной рукой – пэн – люй. Это пэн – люй – цзи – ань – четыре движения: отражение, пропускание, теснение и толкание. Мы делаем их как на месте, так и в движении. Эти же техники мы используем как начальную соревновательную практику. В случае использовании например, горизонтального круга одной рукой в движении, без захватов (иногда и с захватом запястья) мы работаем со сменяющимися партнерами, без судейства и определения победителя. Каждый сам убеждается в качестве своей техники. Причем мы соревнуемся только в движении. Если начать соревноваться в статических позициях, начинается либо избыточная силовая работа, либо этюды на тему равновесия, не имеющие отношения к боевому искусству.
Отработка продвинутых техник. Параллельно с совершенствованием классических парных форм, мы практикуем варианты с отработкой “сферы безопасности”. Один партнер уводит атаки соперника, второй – старается пройти сквозь защиту, и дотронуться до головы и туловища. Мы практикуем эти техники только двумя руками, только в движении, без захватов, со сменой ролей. Иногда защищающийся работает с закрытыми глазами. В этих вариантах мы отрабатываем прилипание, проникновение, отражение, и пропускание.
Отработка жестких техник. Мы отрабатываем иногда цхай – ле – чжоу – као (срывание, разделение, локоть и опирание). Только обусловленные действия, в не соревновательном формате.
Техника ног. Также в не соревновательном формате отрабатываются техники защит и атак ногами, защиты руками и ногами от ударов ногами. По мере сил следим за стилевой работой, соблюдением принципов тайцзи.
Практические применения и цинна. Только не соревновательный формат. Четкое соблюдение принципов тайцзи – обязательный критерий. Этот раздел самое слабое место китайских, и большинства отечественных наставников тайцзицюань. Китайцы в затруднительных случаях бьют ногой в пах, наши иногда вставляют элементы бокса или каратэ-до. На мою личную технику несомненно наложил отпечаток опыт айки-до. Вообще, имеет смысл обменяться информацией более подробно, возможно устроить совместный семинар или выпустить компакт-диск. Если у кого есть подобное желание, пожалуйста, пишите на сайт daofanshu.narod.ru будет интересно узнать Ваше мнение.
Свободная работа. Соревновательный формат, исключающий жесткие техники и удары ногами. Предлагаю всем ознакомиться именно с этим форматом, поскольку он исключает травматизм, и может служить основой для массовых занятий, соревнований, фестивалей и марафонов тайцзи-туйшоу. Мне представляется наиболее перспективными две формы. Фестивальная – где каждый работает с каждым, с ограниченным временем работы, без судейства
, с перерывами на восстановление. Марафон – постоянная смена партнеров, без судейства, без перерывов на восстановление, с выбыванием утомившихся. Это будет гораздо более интересно, чем спортивные состязания с ранжировкой по весовым категориям.
Принципы свободной работы
1
Туйшоу - это боевое искусство. Отличие боевого искусства от спорта – в том, что целью является не выявление сильнейшего, а развитие необходимых качеств и навыков.
2
Целью практики туйшоу является построение “сферы безопасности” вокруг человека, куда не может проникнуть враждебная энергия соперника.
3
Критерием правильности техники является недопущение контакта ударных частей тела противника с корпусом и головой.
Пояснение
: Без этого критерия не имеет смысла говорить о какой либо боевой эффективности “внутреннего искусства”. Именно это требование должно быть первичным, войти в плоть и кровь. Построение “сферы безопасности” позволяет оценить уровень владения “иньским” аспектом внутреннего усилия. Не имеет смысла проверять сферу безопасности, нанося серии ударов. В этом случае мы придем к полу контактному каратэ. Но и недопустима ситуация, когда один из соперников позволяет класть руки себе на корпус, выставляет вперед незащищенную голову, обхватывает соперника, и т. д. Такое поведение нельзя расценивать как поражение, это просто неумение.4
Критерием превосходства является возможность отбросить соперника от себя, сохраняя при этом стабильное положение.
Пояснение
: Это единственный критерий, отражающий активное проявление “внутренней энергии”. Его и имеет смысл практиковать. Выброс энергии (фа цзинь) – “визитная карточка” боевых искусств внутреннего направления. При длительной (больше десяти минут подряд) работе – это единственно возможный способ проявить силу. При этом не имеет смысла разделять, каким аспектом выброса владеет человек – не нужно разделять на стили Ян, Чэнь, Сунь, Синъи, или Багуа. Единственный критерий правильности – отсутствие удара.5
Выталкивание за пределы условных границ не является критерием победы и целью единоборства.
Пояснение
: При принятии выталкивания в качестве критерия победы, мы придем к практике борьбы сумо, со всеми вытекающими из этого стилевыми особенностями. Отбор отсеет легковесов, и останутся только жирные мужики с короткими ногами.6
Разрешаются захваты запястий соперника.
Пояснение
: Захват запястья – довольно стандартная ситуация в боевых единоборствах, а в школах дзю-дзюцу вообще ключевой элемент техники. Вполне реально совмещение захватов запястья с техникой каратэ-до и других ударных школ. В то же время захват запястий не мешает стилевой работе в тайцзи – туйшоу. Техника от этого не только не страдает, но даже становится более строгой. При захвате запястий на первое место выходит не чисто силовой аспект, а умение сохранять правильную структуру, экономить усилия. Впрочем, при смешанных соревнованиях, когда соревнуются разные весовые категории, мужчины и женщины, дети и взрослые, от захватов можно совершенно спокойно отказаться.7
Не разрешаются другие виды захватов.
Пояснение
: При использовании других захватов мы получим ситуацию борьбы. Борьба вырабатывает совершенно особые качества, развивать которые не входит в задачу туйшоу. Переход к технике борьбы – это борьба, и не надо называть такие соревнования соревнованиями по ушу. Есть вольная борьба, есть дзю-до, есть самбо. Там другие принципы, там настилаются ковры, там другие требования к технике. В частности, борцов не заботит отсутствие “сферы безопасности”, они спокойно допускают контакт корпуса и головы с руками соперника. Мы не желаем так же использовать в соревнованиях жесткие нокаутирующие удары, чтобы противостоять технике борьбы.8
Разрешаются воздействия ладонями в корпус соперника.
Пояснение
: Без ограничения по силе и скорости, но с ограничением жесткости. Не удар, а приложение силы для выведения из равновесия и отбрасывания. Противник должен отбрасываться без повреждения внутренних структур, иначе отсев будет катастрофическим.9
Не разрешаются воздействия выше груди и ниже пояса.
Пояснение
: Если не вводить этого ограничения, то мы получим ситуацию не контактного каратэ – в лучшем случае. В худшем – прибавим работы травматологам.10
Исключения из пунктов 7, 8 и 9, – то есть борцовские захваты, удары всеми частями тела, (в том числе в голову и ниже пояса) обязательно отрабатываются в не соревновательном формате.
Практикуя туйшоу на таких принципах, я заметил следующие эффекты:
Мои ученики хорошо овладевают стилевыми особенностями тайцзицюань, и применяют их в туйшоу и самозащите. Все дети совершенно спокойно противостоят атакам в стиле каратэ-до и бокса, легко уходят от захватов дзю-дзюцу. Честно признаюсь, против классической борьбы они вынуждены применять технику жестких ударов.
Взрослые быстро осваивают внутренние принципы, выстраивают полноценную сферу безопасности. Соревнования в свободном туйшоу, без судейства, доставляет им большое удовольствие. Вообще, три любимых элемента тренировки – это растяжки (упражнения на гибкость), свободное туйшоу, и выполнение комплекса. Мы, кстати практикуем 42 движения (смешанную форму, современный соревновательный стандарт Мэн Хуэй Фэна) и 24 движения стиля Ян.
Алексей Кузьмин. daofanshu.narod.ru