Даосская техника фехтования прямым мечом.

 

 

Комплексы меча тайцзи являются, вероятно самыми массовыми и популярными в мире формами практики традиционного оружия ушу. Вот парадокс: почти все ушуисты выполняют комплексы с прямым мечом, но мало кто понимает, как этим самым мечом фехтовать в поединке. Парная работа с прямым мечом немного известна в шаолиньской традиции, но парные даосские техники практически неизвестны. Автор этой статьи много лет занимался ушу, учился кэндо и применению меча в айкидо. К сожалению, приемы работы с китайским мечом приходилось собирать буквально по крохам. Тем не менее автор все же решился освоить технику прямого китайского меча, и в 2002 году даже неожиданно занял первое место по мечу тайцзи на Открытом Кубке Москвы. Прошло много лет тренировок, но только в самое последнее время принципы практического применения прямого китайского меча стали проясняться. Попробую поделиться своими знаниями.

 

 

 

Кинжал эпохи Шан-Инь, бронза

 

 

Меч эпохи Шан-Инь, бронза

 

 

 

 

 

Бронзовые мечи эпохи «Весен и Осеней»

 

 

 

 

 

 

Происхождение прямого меча.

 

В эпоху Шан технология обработки бронзы позволяла изготавливать только короткие мечи и кинжалы. В эпоху Чжоу размеры оружия увеличились, однако металлургия была еще несовершенной. Поэтому меч представлял собой или широкое изогнутое лезвие на короткой рукоятке, либо короткое и широкое лезвие на длинной рукояти – практически, укороченную алебарду. Чтобы добиться необходимой прочности клинка, приходилось делать лезвие очень массивным. Причем ранние варианты меча представляли даже не сталь, а бронзу или медь. Фехтование такими болванками мало отличалось от работы дубиной или алебардой. Однако, такие ”аппараты”, при всей своей неуклюжести, превосходно работали против защищенного латами противника. В случае попадания травматизм был обеспечен – не разрубит, так с ног сшибет. Таким образом, в древнейшей истории Китая прямого меча в нашем понимании не было.

В период ”Весен и осеней” и ”Сражающихся царств” военное искусство Китая уже находилось на высокой степени развития. Технология обработки бронзы достигла совершенства. Бронзовые клинки получили широкое распространение.

Начиная с эпохи Хань прогресс металлургии позволил выковывать прочные, длинные и гибкие клинки. Конечно, это была уже сталь. Так вышло, что стальной меч стал распространяться в период относительного мира. Его ношение было обязательным для чиновников и военачальников, а так же привилегией аристократии. Вследствие этого, прямой меч стал оружием привилегированного класса, а рядовые воины использовали более примитивные варианты – те же алебарды и изогнутые мечи, но в первую очередь – копье.

 

电视剧《浣花洗剑录》

телесериал «Spirit Of The Sword»

 

 

Особенности китайского прямого меча, как оружия

 

Очень важное отличие прямого меча – легкость. Он легче любого другого оружия сходных характеристик. Поэтому его можно удерживать в одной руке, и носить постоянно, а не снаряжаться непосредственно перед боем.

Еще одно качество прямого меча – острота клинка. Чем лезвие острее, тем легче его повредить. Поэтому техника фехтования таким мечом не может быть похожа на размахивание палицей.

Из ”привилегированности” прямого меча вытекает еще одна характеристика – дороговизна. Меч – не дешевое оружие. Из этого вытекает весьма бережное отношение к клинку, табуирование грубой работы, когда ”к концу поединка мечи превращаются в пилы”.

В отличии от самурайских мечей Японии, китайский прямой меч уже не вернулся на арены массовых битв. Он остался оружием ”условно мирного” времени. И он уже не применялся против латников, что также наложило свой отпечаток на принципы фехтования им.

Тем не менее, повседневная действительность средневекового Китая требовала от знати высокого умения фехтовать. Разбойники, мятежи, дворцовые перевороты, стычки с варварами, феодальные распри – все это постоянно держало умение фехтовать в должном тонусе. Так что и до праздной ”игрушки золотой” меч не скатился. Он выполнял свои исторические функции вплоть до эпохи Опиумных войн – больше тысячи лет!

 

 

Ли Цзинлинь (справа) показывает технику меча Удан

 

Принципы фехтования прямым мечом

Итак, уже ясно, что грубые движения, повреждающие режущую кромку, были табуированы. Это значит, что махи были практически исключены (!), а контакт двух клинков старались осуществить плоской частью. Так мы видим рождение техники ”прилипания”, и ”трущих” движений.

Если учесть, что применение меча против латников было крайне редким, то отпадение необходимости маховых движений становится очевидным. И это важное отличие от японских техник, где мах стоит на первом месте по важности, это основной стереотип.

Отсутствие защиты как на противнике, так и на применяющем меч, имело еще одно важное последствие. Меч располагался впереди, выполняя одновременно и функции активной защиты. Это отличает одноручный китайский меч от сходных европейских техник, где предусматривалось наличие щита. Зато это роднит технику китайского меча с европейским фехтованием на шпагах, особенно с современной спортивной саблей.

Еще одна особенность техники фехтования китайским мечом – неопределенность количества нападающих. Таким образом, в изобилии встречаются развороты, смены уровня стойки, приемы освобождения ”увязшего меча”.

С длительностью фехтования связан и еще один обычай – использование кистей и платков на рукояти. Шнуры и кисти наматывают на руку, предотвращая выскальзывание, а платки еще и впитывают чужую кровь.

Принцип экономии. Совершенно не необходимо рубить противника пополам. Вполне достаточно подрезать ему запястье, пальцы, сухожилия ног, или уколоть в предплечье. При остром, как бритва, лезвии, это гарантированно остановит нападение.

С этим связан принцип ограничения насилия: в фехтовании встречаются удары плашмя по голове, и тычковые удары рукоятью.

Способы разоружения. В наше время известны лишь со стороны японского айкидо, и экзотических школ фехтования. Можно разделить на два типа:

Первый – использование технических особенностей крестовины меча. Более простые действия, включающие механические зацепы оружия соперника.

Второй – динамическое ”прилипание” с дальнейшим переходом на выкручивание суставов. Высший уровень фехтования без пролития крови.

 

 

Почему прямой меч считается даосским оружием.

 

Прямой меч стал неотъемлемым символом даосской традиции. Как это произошло, мы можем только догадываться. С одной стороны, даосы-алхимики изобрели порох, вероятно и в металлургии они тоже имели свои достижения. В Японии, например, изготовление мечей неразрывно связано с традицией синтоизма, вероятно в Китае тоже имело место нечто подобное.

С другой стороны, меч, наравне с зеркалом и нефритом, издревле имел и символическое значение. Он использовался в ритуалах для изгнания злых духов, с его помощью творили заклинания дождя.

Не стоит сбрасывать со счетов и эффективность меча, как личного оружия. Однако в китайском ушу шест считается не уступающим мечу, а то и превосходящим его в боевом применении. А о дешевизне и говорить нечего. Тем не менее, шест получил распространение среди воинственных буддистов, а мирные даосы постоянно таскали с собой меч.

Вероятно, следует учитывать и то, что ношение меча подчеркивало высокий социальный статус его обладателя. Кроме того, владение мечом очень быстро оформилось в имеющее самостоятельную ценность искусство. Демонстрация движений с оружием стала ”визитной карточкой” ”достойного мужа”. В религии и культурной традиции за мечом утвердилась репутация оружия справедливости, преграды зла, принадлежности к благородному сословию. Искусство владения мечом ценилось необычайно высоко.

Даосы добились в этом искусстве поразительных успехов.

Особенности техники фехтования прямым мечом прекрасно вписывались в принципы даосских боевых искусств. Тут и умение использовать разум, и победа уступкой, и преимущество техники над грубой силой, и медитация в движении. А в основе всего – умение действовать с наименьшими физическими затратами. Так получилось, что прямой меч стал излюбленным оружием даосов.

 

Спортивное направление имеет свои отличия. Энергозатратность - неизбежное следствие зрелищности.

Чемпионка Азиатских игр по ушу в разделах меч и копье - Кань Вэнькун

 

 

 

Особенности даосского стиля в фехтовании

 

Прямой меч стал излюбленным оружием даосов. Это то, что даосы выбрали из сокровищницы китайского воинского искусства. Но что они внесли обратно? Что искусство фехтования получило от даосов?

Например, Шаолиньская традиция ушу развивала мощные атакующие движения, идущие по прямой, взрывные выбросы энергии, технику ”очищения разума”.

Даосы культивировали плавность и непрерывность движений, предпочитали ”стремиться к прямому через изогнутое”.

Психотехника, в том виде, каком мы можем ее сегодня понять, включала следующее:

Постоянный непрерывный контроль ”ста тысяч превращений” вокруг человека. Это не серия озарений, а непрерывный контроль, внимание к мельчайшим изменениям реальности.

Реальность воспринималась не как набор ”форм”, а как совокупность энергий. Например энергия Земли – ее упругость, неровность рельефа, степень сцепления с почвой; энергия деревьев и кустарников – их прочность, свойства преграды, степень защиты от солнца, возможности маскировки; энергия клинка – острота, гибкость, упругость, баланс веса; энергия мышц, дыхания, прочность костей и сухожилий…

Таким образом, даос воспринимал всю разнородную доступную информацию в виде единых по сути энергетических полей, определял результирующую их наложения, и действовал, опираясь на это ”чувство энергии”. Такая интегративная система оценки реальности была (и является) очень эффективной. Чтобы тренировать это чувство реальности, создавались комплексы медитативных упражнений с мечом – первые ”таолу”. Многие движения не были строго закреплены, передавался скорее ритм и общий настрой. Поэтому наравне с формальными комплексами был популярен ”танец с мечом – спонтанная работа, импровизация. Танец с мечом был очень популярен в древнем Китае, например, знаменитый Ли Бо превосходно танцевал с мечом.

Но, конечно, наряду с чистой импровизацией имелись и конкретные технические действия, используемые в реальных поединках.

 

 

Основные технические действия.

 

Здесь перечислены наиболее важные техники, вырабатывающие даосский стиль работы с оружием.

Против клинка:

Прилипание, с дальнейшим резким хлестким выбросом. Это может выбить оружие из рук, либо значительно отклонить его вниз либо в сторону. Так открывается дорога для атаки.

Прилипание с отведением в сторону, чтобы добраться до соперника свободной рукой. Переход к ударам рукой (кинжалом), или захватам оружия противника.

Захват клинка противника крестовиной.

Против запястья:

”Трущее” подрезание после незначительного отведения в сторону оружия противника.

Укол снизу с уходом в низкую стойку.

Укол сбоку или сверху с уходом в сторону от линии атаки.

Против ног:

Подрезание снизу с уходом в низкую скрученную стойку, иногда подрезание на 360 градусов.

Против длинного оружия

Проход в низкой стойке с последующим выпадом. Например, подсесть под круговой удар алебардой.

Отклонение плоской частью клинка, с последующей атакой рук противника.

Парирование шеста с поддержкой лезвия рукой или ногой.

Против нескольких нападающих:

Развороты с широким вращением, рубящие удары сверху и снизу.

 

Меч – оружие благородных и справедливых

 

 

Стратегия поединка с одним соперником

Держать центр

Тот, кто держит оружие на линии, соединяющей соперников, способен поразить противника при сближении. Тот, чье оружие отклонено в сторону, при внезапном сближении промахнется.

Важно, чтобы вся сила тела наиболее эффективно передавалась в клинок. Тогда затраты мышечной силы будут минимальны. Кто использует только силу руки, быстро устанет и не сможет держать оружие. Но техника важнее силы. Важны обманы, обводы, переводы – короче говоря, умение использовать силу противника, чтобы отклонить его клинок.

При всей простоте этого принципа, он имеет громадное практическое значение. Борьба за среднюю линию превращается в фехтовании в нечто, имеющее самостоятельное значение. Это еще одна практика, еще один вид психологической борьбы. При отработке этого принципа прямые мечи превращаются в продолжение энергии партнеров. Борьба идет на уровне энергетических полей.

Держать верх

Тот, кто держит оружие сверху, тратит меньше энергии, чем соперник, и заставляет своего соперника быстро расходовать свои силы.

Понимание этой истины приходит порой слишком поздно. У автора статьи между получением этого знания и настоящим пониманием принципа прошло лет десять. Только к 35-ти годам до него дошло, как лишать противников преимущества в физической силе. Начав борьбу за верх, нужно приготовится держать предельную концентрацию сознания, быть готовым постоянно опережать соперника. Оказался внизу – мягкий обвод, и надавливание сверху. Противник, пыхтя, поднимает оружие (или руки в безоружном единоборстве), неимоверными усилиями нажимает сверху… … в пустоту. А мы вновь мягко обводим его.

Атаковать атакующего

Первая атака – признак незнания Дао. Что позволено буддисткими техниками, с даосскими несовместимо. Эффективность контратаки в три раза выше, чем эффективность простого атакующего движения. Первая атака отнимает втрое больше сил, и требует тройного превосходства в скорости. Но отказаться от первой атаки! Изгнать из себя гордыню, стремление к победе, чувство превосходства… К своему стыду, автор вынужден признаться, что ему это до сих пор не вполне удалось. Вновь и вновь жажда победы уничтожает годами накопленный опыт, отбрасывает назад, ведет к ситуациям поражения.

Автор надеется, что его статья поможет любителям ушу. Все замечания и возражения будут выслушаны с благодарностью.

 

Алексей Кузьмин.

 

Всем успехов в тренировках!

 

 

 

 

На главную страницу

 

 

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz