Ушу – олимпийский вид спорта!

Популярность китайской этнической гимнастики достигла своего пика и повсеместно пошла на убыль. Падение реального интереса к экзотическим боевым искусствам определяется следующими факторами:

Во-первых, исчезновением эффекта новизны. Все эти мяукающие подвывы и жуткие крики приелись, стали вызывать активное отвращение.

Это касается как условно-боевых систем, так и чисто спортивных. Нет никаких предпосылок к тому, что восточная художественная гимнастика должна быть более популярной, чем европейская.

Во-вторых, опытным путем была установлена реальная ценность китайского ушу, как боевого единоборства.

Ушу не является ”полицейской” боевой системой. В среде полицейских подразделений более популярны дзюдо и различные варианты дзю-дзюцу. Внешние стили ушу не приспособлены для целей задержания, а внутренние в существующем сегодня виде скорее являются чисто оздоровительными системами.

Возможно, некоторые возразят, что дзю-дзюцу произошло от китайских систем цинна и шуайцзяо. Это так. Но в существующем сегодня виде китайские школы шуайцзяо не способны конкурировать с тем же айкидо и дзюдо, а цинна это скорее технический раздел внутри многочисленных стилей, а не самостоятельное искусство. Косвенно это подтверждается и слабыми успехами китайских борцов на международных турнирах по дзюдо.

Для армейских подразделений ушу так же не подошло. Внешние стили требуют избыточного ресурса по силе, выносливости и гибкости, они не экономичны. Проще говоря, ударить в полете можно, да в реальной обстановке не налетаешься… Поэтому в армии больше прижились бокс и каратэ. Кстати, среди боксеров, как профи, так и любителей, что-то не заметно китайских имен.

И, самое главное, ушуисты не проявили себя в поединках смешанных стилей. Это касается как этнических китайцев, так и представителей других народов, практикующих ушу. В финалы смешанных поединков проходят боксеры, борцы, иногда каратисты, но адепты ушу отсеиваются уже в первых кругах.

Зато в художественных фильмах, особенно с использованием спецэффектов и компьютерной графики, ушу не знает себе равных. По зрелищности это самое впечатляющее искусство. Фильмы с участием мастеров ушу завораживают настолько, что во всем мире не прекращаются попытки перенести виртуальное искусство ушу с экранов кинозалов в реальные спортивные залы. И, что интересно, отдельные фанаты добиваются неплохих результатов, но тиражирования успеха не происходит. Фанаты не оставляют после себя школы, как этот не печально. Школы ушу, рожденные от киногероев, недолговечны. Они исчезают, исчезают без следа. От виртуальности реальность не рождается.

Так что гимнастика – одно, а боевое искусство – совсем другое. Такова реальность нашего времени.

Что касается внутренних направлений, то реальных мастеров, способных применить тайцзи или багуа в поединке, крайне мало. И пока нет такого соревновательного формата, чтобы они это демонстрировали. Скорее всего, и не будет.

В-третьих, имеет место общая тенденция деградации традиционных искусств, их профанация и превращение в восточный вариант аэробики.

Вторжение современных коммерческих технологий в сферу боевых искусств привело к искажению целей и задач обучения. Коммерческий успех возможен только при соблюдении строгой схемы. Массивная реклама, доступный для всех уровень нагрузок, регулярное присвоение дипломов. Таким образом, клиент платит деньги за посещение клуба в ожидании присвоения очередного свидетельства. Эта машина хороша, но периодически названия дипломов должны обновляться. Сегодня это ушу, завтра мушу, послезавтра тайбо, и т. д. Коммерция любит одноразовый продукт, а ушу – это предмет длительного употребления. Искусство в таких условиях не выживает.

На этом фоне реального упадка растет искусственная волна псевдо-развития.

Самое забавное, что громоздкая бюрократическая машина ”проспала” волну истинного подъема, и зашевелилась, когда реальный интерес иссяк. Чахнущее ушу обрастает бюрократическими государственными структурами, пишутся программы, уложения, классификации. Все это напоминает процесс анатомирования – жизнью здесь и не пахнет. И, как венец бюрократического развития – ушу входит в систему олимпийского движения. Теперь ушу будет крутится не вокруг национальных федераций, и даже не вокруг китайских народных мастеров. Истинным центром ситуации станет МОК, со всеми его традициями. Это уже будет просто последним гвоздем…

Ушу влезет в олимпийскую сетку где-то между спортивными танцами и стрельбой из лука. Ушу исчезнет как массовое явление, как элемент традиционной культуры, как средство воспитания, как боевое искусство. Все, что не влезет в олимпийский стандарт, будет выброшено на свалку истории, или возродится под другим именем.

Алексей Кузьмин. daofanshu.narod.ru



Сайт создан в системе uCoz