Боевые Искусства Китая. Внутреннее направление.

”Внутренние” боевые искусства Китая тесно связаны с даосизмом, и прежде поговорим, что это такое. Даосизм не возник сразу единым и цельным каноном, подобно учению Конфуция. Идеи даосизма проникали в Поднебесную через полуварварские царства, лежащие к югу от Янцзы. По всей вероятности, это были искаженные расстоянием, временем, и языковыми барьерами пересказы Вед, Авесты, и других учений Индии, Ирана, Двуречья, а возможно и древнего Египта. Так же имеет право на жизнь и другая точка зрения – Китай получил даосизм от исчезнувшей цивилизации, давшей начало и другим цивилизациям древнего мира. За давностью лет и отсутствием точных данных, опровергнуть или подтвердить эти теории нельзя.

Известно, что еще Конфуций часто встречался с отшельниками, но конструктивного общения между ними не было. Те отшельники молчали, возделывали землю, жили в удалении от других людей. Их поведение очень напоминает образ жизни ушедших из общества брахманов – йогов. Никаких теорий те отшельники не выдвигали, и ничего не проповедовали. Традиция накапливалась несколько веков, пока не нашелся человек, озвучивший ее.

Первый китайский ученый, изложивший эти взгляды ”в сочинении в десять тысяч иероглифов” был Ян Чжу. Он жил приблизительно в третьем веке до нашей эры. Его откровения вызвали бурю в среде интеллектуалов того времени. Фундаментальными идеями Ян Чжу были: 1. Каждый – сам за себя. 2. Презирать вещи и ценить жизнь.

Для общества, воспитанного на идеях Конфуция о долге, уважении, поддержании коллективной ответственности каждого перед каждым, это был шок. Тем не менее, в эпоху социальных катаклизмов и бесконечных войн идеи Ян Чжу получили быстрое распространение. Тысячи и тысячи людей уходили в отшельники, ”спасая свое тело”.

Следующий этап развития даосизма связан с именем легендарного Лао Цзы. Мы не знаем даже приблизительных дат его жизни. Текст Дао Де Цзина, приписываемого ему, датируется четвертым веком нашей эры. С другой стороны, Лао Цзы якобы встречался с Конфуцием, и давал ему наставления. Так что, либо Лао Цзы жил в 4 веке нашей эры, либо книгу написали после его кончины, либо он был современником Конфуция, прожил 800 лет, да еще и книгу написал. Вопрос этот покрыт мраком, доказать и опровергнуть ничего нельзя.

Именно Лао Цзы формулирует концепцию Дао, идею следования, и не-деяния. Это уже не примитивное убегание. Здесь есть возможность тренинга. Вооруженные этим методом отшельники начали создавать свои способы следования, передавать и совершенствовать свои практики.

Чжуан Цзы, личность не менее загадочная, чем его предшественник, обобщил этот опыт. В его сочинениях приветствуются люди, практикующие методы продления жизни, занимающиеся гимнастиками. С другой стороны, он явно раздражен попытками государства ”упорядочить стихийное движение трудящихся”. Факт неоспорим: к шестому веку нашей эры китайское государство могло достать всех. В Поднебесной не осталось укромных уголков, где можно было жить вдали от людей, трудом рук своих. Сборщик налогов, солдат, чиновник дотянулись до самых удаленных уголков государства, а снаружи империя была окружена враждебными варварами. Хочешь - не хочешь – надо крутиться!

С этого времени даосы волей-неволей были вынуждены интегрироваться в общественную жизнь. И их способы существования были замечательны.

В отличии от людей Запада, добывавших свою свободу ”отчеканенной в золоте”, эти мудрые люди копнули поглубже. Они решились взять под контроль ценность большую, чем деньги. Не много не мало – продление жизни и достижение бессмертия! Цель была грандиозной, времени было потрачено достаточно, в экспериментах приняло участие несколько миллионов (миллиардов?) добровольцев. Методы внешней алхимии были отброшены достаточно быстро. Трое императоров умерло, наглотавшись ”таблеток бессмертия”. Более устойчивые результаты дали медитативные, дыхательные и двигательные практики, называемые в наше время ”цигун”. Абсолютного бессмертия это не давало, но продление жизни, увеличение физической и духовной силы – однозначно.

Кстати, попытки достичь абсолютного бессмертия не заброшены и по наше время. С конца девятнадцатого века стал популярен ”обходной путь” – достижение бессмертия не всего тела, а прижизненное осознание информационной оболочки, и разработка методов ее стабилизации в момент ”перехода”. Но это уже слишком экзотично, и выходит за рамки нашей темы.

Итак, даосы стали существовать в социуме, как специалисты по продлению жизни, укреплению здоровья, медицине. На эту базу добавились: эзотерические спекуляции, гадание, феншуй, боевые искусства. Боевые искусства были очень самобытными. В отличие от военно-прикладных стилей, они были гораздо сложнее. Ведь запас времени и сил у даосов был больше, чем у солдат-новобранцев, которых следовало обучить в кратчайшие сроки. И сам ”рисунок” даосских движений тоже резко отличался от общепринятых в подготовке солдат древнего и средневекового Китая.

Движения даосов возникли не на пустом месте. Популярные легенды рассказывают, как отшельники наблюдали бои зверей, птиц, змей, насекомых… Но гораздо больше даосы переняли из шаманских практик. Танец дракона, тигра, змеи… В различных вариантах ушу вновь и вновь всплывали эти движения.

И конечно, боевые искусства даосов опирались на их мощные наработки в области цигун и оздоровительных гимнастик.

В спорте, чем больше человек тренируется, тем больше травм и хуже здоровье. В военном деле тоже наблюдается некий износ. Даосские системы поставлены так, что чем больше человек тренируется, тем здоровее становится. И опыт растет, и энергетика. Травматизма в тренировочном процессе нет. Разумеется, даосы не рвались применять свое мастерство на практике. Ну от пьяного солдата отделаться, ну разбойника пугнуть… Более того, мастерство маскировалось. И часто противник лежал на земле в полной уверенности, что не старик его сбил, а он сам поскользнулся. Искусный мастер не оставляет следов – гласит поговорка.

Впрочем, именно даосы постоянно становились душой и центром народных восстаний. Можно вспомнить и ”желтые повязки”, и ”белый лотос”, и тайпинов, и боксерское восстание 1901-го… Мастера ушу, люди узкой специализации, были счастливы получить наставления даосов. С развитием печатного дела многие секреты были опубликованы, и появились стили ушу, широко использующие в подготовке даосские традиции. О них и пойдет речь.

Ба Гуа Чжан – Ладонь восьми триграмм.

Возможно, в основе самого древнего внутреннего стиля был положен принцип непрерывного убегания. Не случайно ранее мелькнула фраза, что даосам приходилось крутиться. Непрерывное убегание возможно только в движении по кругу! В основе этого стиля лежит принцип кругового движения, вращения. Крутящийся волчок – это сама устойчивость, толкнуть или уронить его достаточно сложно. Пуля нарезного оружия стабилизирует свой полет вращением. Попасть в человека, вращающегося вокруг вас и вокруг собственной оси очень сложно. Удержать на нем свой захват почти невозможно.

Вероятно, древние системы – предшественники Ба Гуа были абсолютно неагрессивны. Они развивали принцип непобедимости: Знание себя позволяет избежать поражения – это непобедимость. Знание противника дает шанс победить, но не гарантирует победу. Непобедимость – это не одержание победы, а избегание поражения. В числе древних стратегий эта концепция была весьма популярна. Пусть противник растратит свои силы в бесплодных атаках. Он истощится, а победы не достигнет. Тогда его агрессивный дух будет сломлен, и он отступит. Это лучше, чем победа путем взаимного столкновения.

На эту философскую базу в дальнейшем была наложена схема восьми триграмм – символов различных изменений. Восемь триграмм символизируют различные положения ладоней и разные способы выведения силы. Удивительно, но широкому кругу людей этот стиль был неизвестен до середины девятнадцатого века. Известный мастер ушу Дун Хайчуань научился этому стилю, повстречавшись в горах с даосом. После этого искусство Дуна выросло настолько, что он стал наставником при императорском дворе. Увы, но Дун Хайчуань стал изменять это искусство, преподавая каждому ученику несколько особый вариант, и смешал изначальный стиль с другими, введя в него удары и другую агрессивную технику. С тех пор стиль постоянно трансформируется. Сложились уже сотни разновидностей Ба Гуа, сохранивших, впрочем главный принцип – движение по кругу. Некоторые считают, что японское Айкидо ближе всего подошло к изначальному стилю даосов древности.

Тайцзи Цюань – Кулак великого предела.

Предшественниками современного тайцзицюань были различные даосские стили ”внутреннего” направления, берущие свое начало от легендарного Чжан Саньфэна. К сожалению, эти стили не получили единого, письменно закрепленного канона, и к восемнадцатому веку распались на сотни вариантов, существовавших в единичном мастерском исполнении. Прямая передача этих стилей, возможно, не прекращается и до сих пор, они практикуются даосскими монахами, но расцвет их далеко позади.

Стиль, ныне известный, как современный тайцзицюань, возник в середине восемнадцатого века, когда с даосским внутренним искусством познакомились члены клана Чэнь, известные своей любовью к боевым искусствам. Этот клан подхватил и распространил древнюю традицию. Можно сказать, что семья Чэнь дала старой традиции новую жизнь.

Официальная версия времен коммунистического Китая принижает влияние даосских внутренних школ. По ней, предок Чэней, известный полководец Чэнь Вантин удалился в отставку, и на покое занялся совершенствованием своих знаний о боевом искусстве. По официальной версии, он одномоментно и создал весь тайцзицюань, а все другие школы представляют собой разные этапы деградации изначального стиля.

Противники этой версии считают, что Чэни вообще ”не при чем”. Чэни занимались жестким ушу – вариантом шаолиньских ”пушечных ударов”. Даосское искусство якобы, было передано только через одного из членов клана Чэнь – Чэнь Чансина, и в дальнейшем передавалось в семье и школе Ян. А Чэни вторично узнали о тайцзицюань лишь в двадцатом веке, когда мастер Чэнь Факэ приехал в Пекин. Он и создал современные комплексы семьи Чэнь, сочетающие и жесткое, и мягкое направление.

Вероятнее всего, частично правы и те, и другие. Действительно, изначальный вариант Чэньского тайцзи был силовым, жестким, предельно ”армейским”. Но настоящие мастера всегда открыты переменам, и скорее всего, потомки Вантина стремились овладеть и внутренними аспектами. Чэни регулярно предпринимали путешествия на юг Китая, ”ходили за Великую стену” в поисках эффективных техник. Поколение за поколением стиль впитывал то лучшее, что имелось в даосской традиции. Так стиль стал совмещать в себе старую кулачную базу и добытые по крохам осколки древнего знания. Эта внутренняя неоднородность отчетливо видна в старых комплексах семьи Чэнь, где тонкие энергетические аспекты перемежаются с грубыми армейскими приемами.

Стиль революционно изменился, когда Ян Лучань решительно избавился от грубой армейской базы и систематизировал движения на основе даосской философии. Его успех был потрясающим. Он был признан лучшим бойцом своего времени, и преподавал при императорском дворе.

Принципом Тайцзи было следующее: Любое явление в своем развитии приходит к своей противоположности. День переходит в ночь, жара в холод. Сила, переразвиваясь, обращается в слабость. Поэтому нужно дать силе противника переразвиться, уловить момент ее истощения, и тогда уже выпустить свою. Не имеет смысла жестко встречать противника. Сначала нужно использовать мягкость и правильную оценку, трансформировать атаку, перевести ее в безопасное направление, а после нейтрализации – атаковать. Исполнение Тайцзи напоминает волнообразное движение взад и вперед, вбирание и выпускание, подъем и опрокидывание. Пользуясь этим, Ян Лучань мог побеждать противников, значительно превосходящих его по физическим данным.

Второй сын Лучаня, Ян Байхоу, также в совершенстве овладел боевым аспектом Тайцзи. Его тренировки были очень интенсивными, отец доводил его до изнеможения, так что сын убегал из дому, и даже пытался повесится. Этот факт заставляет усомниться в мнении, что стиль Ян – упрощенная версия для ”ослабленных аристократов”. К сожалению, Ян Байхоу имел мало учеников, и не воспитал преемников. Традиция была передана третьим сыном Ян Лучаня – Ян Цзянхоу.

К сожалению, теперь стиль Ян действительно, известен в усеченном и упрощенном виде. Внук Ян Лучаня, Ян Ченфу, начал заниматься только после смерти отца. К тому же он располнел, и не мог даже достать коленом до локтя. Но именно его версия стиля Ян стала отправной точкой для дальнейших упрощений…

Очень быстрый отход от прикладного характера тренировок имел как отрицательные, так и положительные стороны. Тайцзи стало популярнейшим и эффективным способом поддержания здоровья, изучения на практике принципов восточной философии и стратегии. Тайцзи занимались Сунь Ятсен – лидер Китайской революции, Дэн Сяопин – ”отец” современных экономических реформ. Можно сказать, что большая часть накопленных даосами оздоровительных практик реализована в комплексах современного Тайцзи Цюань.

В наше время Тайцзи известно как лучший способ поддержания здоровья. Это доказано опытом миллионов людей. К сожалению, боевой аспект скрылся во мраке веков. Однако, в самые последние годы практика парных упражнений – туйшоу постепенно обретает новую жизнь. Не исключено, что со временем боевое искусство даосов будет реконструировано.

Син И Цюань – кулак Формы и Воли.

Этот стиль ушу возник в ту эпоху, когда Китай сильно уступал европейским державам, вооруженным огнестрельным оружием. Широкое распространение пушек и винтовок привело к пересмотру традиционных методов тренировки солдат, отказу от индивидуальной силовой подготовки. Последним всплеском воли и гордости традиционных мастеров ушу, не желавших считаться с реалиями века огнестрельного оружия, стало создание стиля Син И Цюань. Некоторые объективные предпосылки к этому были. Даже наш Суворов говаривал: Пуля – дура, штык – молодец! А китайские мастера владели своим телом не хуже, чем наши прадеды штыком. Легенды относят создание Син И Цюань к даосу по имени Дракон-Вихрь (Лун Фен). Из реальных исторических персонажей больше всего привлекает внимание имя Ли Лонена, который соединил методику движений с даосским учением о пяти первоэлементах. Ли Лонен был посвященным в тайны даосов, и его стиль с полным основанием может считаться ”внутренним”. Син И Цюань достиг своего расцвета в девятнадцатом веке, и пережил резкий упадок в начале двадцатого. Дело в том, что этот стиль не был распространен среди аристократии, так как требовал серьезных тренировок, приближенных к реальному бою. Он был популярен в тайных обществах, боровшихся против маньчжурской династии и угнетавших Китай колонизаторов. Итогом многолетней подготовки стало ”Боксерское восстание”, закончившееся ужасным поражением мастеров боевых искусств. После этого интерес к Син И Цюань упал, и этот стиль едва не исчез…

Основным принципом Син И является умение приложить максимальную силу в минимальный отрезок времени. Правильное приложение силы зависит от формы. Развитие скорости достигается длительной проработкой движений, психотехникой, умению чередовать жесткость с расслаблением. Технически это выглядит как постоянное упрощение движений, отбрасывание лишнего. Когда движение доведено до максимально возможной скорости, разум переходит в другую временную шкалу, и рассматривает быстрое движение, как долгое. Если при этом в движении обнаруживается два или несколько аспектов, то такое движение не считается единым. Это уже набор разных движений с переменой импульса внимания и соответственно, направления и скорости. Движение приводится к более цельному, необязательно прямолинейному, траектория может быть сложной. После этого движение прорабатывается на новом уровне, затем временная шкала меняется еще и еще, цикл за циклом. В результате многолетних усилий появляется возможность совершать ”дискретные” движения, когда рука перемещается из одной точки в другую без прохождения траектории, мгновенно. Конечно, это идеальная схема, но практика действительно очень впечатляет.

Кроме скорости движений, в Син И необходима скорость принятия правильного решения. В парных упражнениях необходимо успеть правильно ответить на мгновенное действие противника. Для этого нужно противопоставить его элементу свой, совершив правильный выбор из пяти элементов. Здесь мы имеем дело с чистой психотехникой и с разработанным в течении тысячелетий методом. Способность к принятию правильного решения улучшается многократно!

В настоящее время Син И Цюань практикуется и как спортивное, и как традиционное искусство. Но реальная польза его еще не оценена по достоинству. В наш век гораздо более ценным является именно аспект психотехники. Это искусство может пригодиться людям, работающим в условиях повышенной опасности, в условиях резкого дефицита времени. Возможно, в будущем появится такая специальность – ”специалист по аварийному управлению”. Тогда Син И обретет второе дыхание.

 

Семинар ведущих мастеров Китая по традиционному ушу.

В мае 2001г. в Москве состоялся семинар ведущих мастеров традиционного китайского ушу. Семинар был организован федерацией ушу России. Во время семинара три ведущих китайских специалиста преподавали базовый курс ”внутренних стилей” ушу. Мастер Цай Лун Юнь вел курс Син И Цюань, мастер Мен Хуэй Фэн – Тайцзицюань, мастер Кан Ге У – Ба Гуа Чжан.

Автор этого очерка, Алексей Кузьмин прошел курс у мастера Цай Лун Юня, и факультативно занимался в остальных двух группах. О своих личных впечатлениях попробую рассказать.

Цай лаоши.

Начну, конечно же с мастера Цая. Ему за 70 лет, он самый именитый – 9-й дуань, один из двух мастеров этого ранга в Китае. Кроме Син И, владеет еще десятком традиционных стилей. От спортивного направления далек.

Из официальных и неофициальных разговоров я понял, что мастер Цай в молодости был чемпионом по прикладному аспекту – короче всех клал наповал. В дальнейшем мастер возглавил институт традиционного ушу, написал много книг. Ну, как пишут книги начальники институтов, я себе приблизительно представлял. До боевых качеств мастера мне особо дела не было – в таком возрасте это уже не актуально. Мне хотелось получить ”золотой стандарт”, одобренный авторитетом ведущего мастера Китая. Дело в том, что все китайцы понимают Син И по-разному. До семинара я лет пять – семь практиковал Син И, занимался у разных мастеров, смотрел видео, читал книги, но так и не выбрал для себя одного стиля.

И вот день настал Мастер появляется в зале. Что это не спортсмен, я понял однозначно. Мастер был выше физкультурных ритуалов. Он даже ни разу не снял часы, а занимался в брюках и белой рубашке. На ногах носил полукеды, какие можно купить на любом московском рынке.

Что мастер в молодости хорошо дрался – тоже однозначно. Бойцов отличает особое легкое презрение к ”художественной гимнастике” и заумным рассуждениям. Когда возникали эпизоды непонимания, тем паче – апелляции к другим авторитетам, мастер доказывал свою правоту демонстрацией прикладной техники. Меня поразило, что он даже продемонстрировал удар ногой с прыжком – очень впечатляюще. Автоматизм. Тело помнит, это видно.

Что поразило – мастер растерялся, когда в первый же день не оказалось переводчика. Вообще с переводчиком постоянно не везло. Передавать знание без помощи слов Цай Лун Юнь был не готов. Впрочем, он очень быстро перестроился. В одной группе он даже озвучил окончательное прекращение тренировки звуками ”Кыш, кыш!” и соответствующими жестами. У нас несколько человек чуть-чуть понимали по-китайски, и за время семинара здорово прибавили. Мастер Цай все свои действия озвучивал на китайском, и вышколил нас своими командами превосходно. Единственно меня путало, что когда мастер громко кричит ”А! – это он хвалит так.

Стандарт мастер дал, базу объяснил. Но его манера исполнения – это еще один, не похожий на другие, вариант Син И.

Что интересно, сначала мастер пытался дать максимально упрощенный вариант – ну совсем для дебилов. Когда увидел, что народ кое-что понимает – дал более продвинутую форму, стал варианты показывать. Однако от базовых принципов не отошел. Реально, его вариант базовой стойки самый технически сложный из всех, что я встречал ранее. Некоторые требования противоречат друг другу, невыполнимы – это коан какой-то! Мы шутили: ”при принятии полностью правильной стойки ученик автоматически падает”.

Зато Цай лаоши в каждом движении четко показал фазы расслабления и напряжения, четко разложил все силы, пояснил многие тонкости. Что меня приятно удивило, мастер поправил формы дракона и тигра, показал таолу ”взаимное порождение пяти элементов”, хотя этого в плане не было.

Какой-либо особой энергии, исходящей от мастера, я не почувствовал. Может быть, кроме доброты. Общее впечатление – самое благоприятное. Славный человек, любящий жизнь.

Мэн Хуэй Фэн

До семинара мне приходилось неоднократно видеть мастера Мен Хуэй Фэна в видеозаписи – ведь это автор 48-ми и 42-х форм спортивного тайцзицюань. При личной встрече мастер через переводчика рассказал, как это произошло. Когда высшие чиновники китайского спорта решали, кому доверить создание единого стандарта соревновательного Тайцзи, их выбор пал на мастера Мена. Многие другие мастера предлагали свои варианты исполнения, но им было отказано. ”Только один человек может дать единый стандарт!”

Таким образом Мен лаоши – лицо китайского тайцзи. Это человек великолепного телосложения, высокого роста, необычайно опрятный и аккуратный в движениях, манере говорить и молчать. У мастера абсолютная осанка, полностью отсутствуют нерациональные движения. На тренировках он занимался в европейском тренировочном костюме и тонких спортивных кроссовках. Под спортивной курткой – идеально белая футболка. На его тренировках постоянно присутствовал переводчик.

Мастер Мен уделил огромное внимание основам движений. Половину первой тренировки он посвятил отработке правильного приветствия. Наученные предшествующей группой, мы заранее отработали правильное приветствие, но это нам мало помогло. Мастер подробно объяснил нам, как правильно накрывать левой ладонью правый кулак и прочие тонкости ритуала. Наша группа (базовый курс – Син И) была самой малочисленной. Мастер Мен тем не менее, давал нам информацию теми же скудными порциями, что и большим группам. Если мы успевали отработать данные им упражнения раньше окончания времени, мастер прекращал тренировку досрочно. Основной идеей мастера была: ”Главное – это правильный фундамент. Если построить здание на плохом фундаменте, оно рухнет. Укрепляйте фундамент, и в далеком будущем вы сможет построить что-нибудь дельное.”

На своем курсе мастер Мен показывал тринадцать форм Тайцзицюань. Это пять статических положений, включая начальную форму – ноги вместе, руки опущены, и восемь простых перемещений. Раньше считалось, что боевое применение приемов безгранично, и Ян Ченфу составил комплекс из 108-ми основных движений. Затем комплекс упрощали до 42-х, 24-х. В настоящее время мастер Мен работает над созданием комплекса из 8-ми движений. Видимо, это будет почти безупречный фундамент, хотя мне кажется, что развитие к фундаменту этим не ограничится…

Кан Ге У.

Кан лаоши – самый молодой из приехавших в мае мастеров. Ему нет и 60-ти. Если попробовать дать этому человеку характеристику одним словом, то это будет – ”трудоголик”. Кан лаоши начинал занятия раньше других, и заканчивал последним. На его тренировках не приходилось жаловаться на недостаток информации. Мастер Кан сумел за время семинара дать основной группе усложненный комплекс 8-ми ладоней, а факультативные группы выучили по 4-е. Те, кто занимался Ба Гуа, знают, что одна ”ладонь” – это маленький комплекс, выполняемый в движении по кругу, с постоянным вращением вокруг своей оси.

Мастер Кан Ге У не пользовался услугами переводчика. На его занятиях все прекрасно понимали по-китайски. Мастер говорил громко, отчетливо, не останавливаясь. У меня начинала съезжать крыша, я просто проваливался в другое измерение. Абсолютно новый для меня принцип движений и выведения силы, не двоичная, не прямолинейная логика движений, и постоянно звучащие, абсолютно понятные команды на китайском, которым я до этого не владел. Мастер Кан великий учитель. Как только мы схватывали одно движение, он тут же накручивал следующее. Мозг успевал зацепиться, и тело начинало выполнять, и все успевали. Эта предельность интеллектуальной работы была круче любой сидячей медитации. Лично мне показалось, что с точки зрения вращающегося по кругу, любое прямое движение выглядит круговым, а все круговые движения, наложенные на круговые движения, переходят в другое измерение. Обсчет и расчет (восприятие и прогнозирование) таких движений на основе прямолинейной двоичной логики невозможен. Результат соединения двух круговых сил, при условии, что наблюдатель сам постоянно вращается, можно схватить, лишь переходя сознанием в другое измерение реальности. Неудивительно, что за весь семинар ни у кого не возникло ни одного вопроса о боевой эффективности, практическом применении стиля. Нам бы удержаться в том измерении, куда нас закинул мастер! Сам Кан лаоши, впрочем, периодически показывал некие удары и воздействия, но мое сознание, например, отодвигало это ”на потом”.

Все без исключения занимающиеся остались в полном восторге от тренировок у мастера. Это касается и тех, кто как я, владел лишь зачатками техники Ба Гуа, и тех кто занимался этим стилем долго и серьезно. Кан Ге У очаровал всех, хотя он явно не ставил такой задачи.

 

Моя любовь к Айкидо.

Как это не странно, но основные принципы внутренних искусств мне открылись не во время занятий различными видами китайского ушу. Я понял энергию во время тренировок Айкидо. Теперь я понимаю, что дело не в стиле, не в одежде, не в том, босиком заниматься или в тапочках. Мне посчастливилось заниматься у Вячеслава Александровича Матвеева, человека огромной внутренней энергии. Помню, как на мой вопрос о траектории движения мастер взял и бросил меня. Нет, не просто взял и бросил. Он дал бросок, во время которого я уловил, как намерение мастера на порядок опережало попытки моего разума повлиять на ситуацию. Как во сне, когда ты пытаешься бежать, а тело движется медленно – медленно, как в вязком пластилине… Мастер генерировал своим биополем разницу в течении времени – он действовал, а мои реакции едва ползли в своем временном тоннеле. Он бросал, и я ясно видел, что мастер расслабился, и позволил телу действовать свободно. Его силу не сковывали никакие ментальные барьеры. Каждая частица его движения была приложена с абсолютной эффективностью. Я летел… До этого я несколько лет занимался самбо, боролся с мастерами, меня бросали техникой, силой, ловкостью… Расщепления потоков времени я не наблюдал. Так что понимание энергии я получил конкретно через руки, через броски, через конкретного человека.

В то время я был тяжелее мастера килограмм на двадцать, сильнее, гибче, выносливей. Я мог отжиматься, как машина, легко переносил тренировки со спортротой в школе Самбо-70. На первых тренировках айкидо я в течении нескольких месяцев даже не мог вспотеть. И тем не менее…

Сейчас мне довелось посмотреть на многих китайских наставников. Конечно, я видел не всех. У большинства, кого я видел, можно научиться чему угодно, но передачу энергии получить нельзя. Когда приходит время показать энергию, они начинают философствовать. Единственное исключение, случившееся за последние годы – странный мастер по имени Ли Цзяньхуа. Его манера исполнения Тайцзи, Синъи и Багуа, в своеобразном силовом стиле, очень напоминающем ”южный кулак” удивила многих…

Но вернемся к Айкидо. Говорят, что Уэсиба нашел эту технику в Китае. Скорее всего, так оно и было. Его манера отличается от старого Дайто рю, как Тайцзи от Шаолиня. Все эти заломы, замки, болевые приемы – все есть и в старом дзю-дзюцу. То, что отличает айкидо от дзю-дзюцу – и есть понимание энергии. И ценность Айкидо для меня – в этой энергии, а не в конкретных бросках и заломах. Кстати, я до сих пор помню всю технику Айкидо, и часто бессознательно реагирую именно этими отработанными приемами, но…

При всей моей любви к Айкидо, я им больше не занимаюсь.

Дело даже не в том, что в классическом Айкидо нет техники ударов ногами. Не в том, что продвинутые броски довольно болезненны. Не в ограниченности и условности атакующих техник.

Я осознал, что реальность не позволяет всегда провести прием чисто, до конца. Обмен энергии таков, что ее не всегда удается загнать в обязательную траекторию броска или удержания. Реальный обмен энергией происходит на грани не- выполненных бросков, ударов, техник. В реальности никакое действие не доводится до хореографического конца.

Когда во время тренировки Айкидо партнер сопротивляется – прием срывается, и что делать не знает никто. Когда партнер не сопротивляется – действо превращается в танец. Пройти по узкой грани можно, но через несколько лет прокрустово ложе приема начинает надоедать. Хочется полного обмена энергией, не стесненного условностями конкретных движений…

Поэтому теперь я занимаюсь Тайцзи – туйшоу. В туйшоу нет конкретных приемов, есть разные виды усилий, разные способы преобразования энергии. Здесь изначально нет завершенности, неопределенность конкретных движений – норма. Поэтому нет числа вариантам взаимодействия, обмен энергией бесконечен, конкретные формы атак не имеют значения. При этом конкретные формы тела бесконечно важны. Тело выстроено неправильно – энергия передается неэффективно. И построение тела идет не от внешней хореографической формы, а от внутреннего ощущения энергии.

И все же я рекомендую всем тем, кто хочет серьезно разобраться во внутренних боевых искусствах, лет пять позаниматься Айкидо. Это великий эталон правильного применения энергии. Техники косны, замшелы, архаичны… Но они истинны. Они выводят в реальность. Они дают ключ к пониманию энергии. И постарайтесь хоть раз поработать с опытным мастером – все же энергия передается через работу, а не разговорами.

 

Преимущества мягких стилей перед жесткими.

В этом году исполняется двадцать лет с тех пор, как я регулярно занимаюсь боевыми искусствами. Регулярно – это значит не менее трех раз в неделю, последний год у меня за неделю иногда набегает 12 тренировок. Хочу поделиться своим пониманием пути:

Только та техника эффективна, которая отработана на реальном, сопротивляющемся человеке. Применить за доли секунды можно только то, что отработано тысячи раз.

Тысячи повторов на сопротивляющемся противнике можно отработать при одном условии: Техника не должна калечить, даже будучи примененной в полную силу и на полной скорости.

Вы скажете, что такой техникой не справиться и с осенним кузнечиком.

Около десяти лет я решал этот коан.

Вот что я понял:

Есть абсолютная сила и есть абсолютная скорость. К абсолютной силе можно приблизиться, уменьшая скорость движений. К абсолютной силе можно приблизиться увеличивая расслабление, раз за разом приближаясь к абсолютной структуре тела, при которой сила передается без напряжения. К абсолютной скорости можно прийти, уменьшая скорость движений. Когда отбрасывается лишнее, когда оптимизируется каждый предельно малый участок траектории, остается только ”абсолютная траектория” – пространственно-временной тоннель. К абсолютной скорости можно прийти, снимая мышечное напряжение. Когда скорость достигается минимальным напряжением мышц, это настоящая скорость.

Когда достигнут предел медленного, можно включать полную скорость. Когда достигнут предел расслабления, можно давать полную силу. Между этими двумя крайностями – все. Чем шире ваши пределы силы и расслабления, медленного и быстрого, жесткого и мягкого, – тем больше энергии Вы генерируете.

Когда понимание достигнуто, его необходимо проверять на практике. Пусть это будет предмет, оружие, соперник… Нужно раз за разом отрабатывать эти принципы, проверять их практикой, как куют булатную сталь из двух кусков железа – твердого и мягкого.

Только один стиль дал мне эту возможность.

Тайцзицюань и тайцзи-туйшоу. Сразу оговорюсь, что в туйшоу я использую элементы Синъи и Багуа. Но для меня главное – внутренняя сила Тайцзицюань. Эта сила едина. Она есть и в Синъи, и в Багуа. Различия в технических тонкостях – прямо ходить или по кругу, больше уступать или меньше.

В практике свободного туйшоу наступает момент, когда грубая физическая сила полностью исчерпывает себя. Это третья – пятая минута единоборства. В спортивных стилях обычно на это время назначается перерыв между раундами. Боксеры и борцы должны отдышаться, и восстановить сократительную способность мышц. Для меня на этом этапе все только начинается. Когда физическая сила исчерпывается, – начинается настоящий кайф. Мастерство и есть умение спокойно дышать и расслабляться, легко двигаться, и выполнять эффективную технику. Мастера прошлого по-другому и не тренировались.

Я с трудом представляю себе, как можно было махать боевым мечом, будучи одетым в стальные доспехи, без спасительного гонга и перерывов между схватками… Наши предки могли…

Но вернемся к ”пустой руке”. Когда человек отказывается от грубой силы, наступает первый прорыв. Он мягок, но упруг, податлив, но не уязвим, расслаблен, но не слаб. Человек меняется. Он двигается легко, гибко, все успевает без напряжения. Его дыхание меняется. Он не устает. Физически.

Появляется другая проблема. ”Биологический компьютер” начинает ”подвисать”. Со смехом и отчаянием ученик просит ”пощады” – руки целы, ноги целы, ничего не болит, дышать может, двигаться может, но…

Крышу начинает срывать. Напряженный мозг отказывается обсчитывать ситуацию. Это не ”стандартная атака → стандартный прием”. Это не выбор из готовых вариантов. Это переход от цифрового мышления к аналоговому. Это переход от контроля отдельных движений к контролю всей ситуации. Это наш сегодняшний уровень.

Вот что я заметил:

Мои ученики очень быстро усваивают эти принципы, и практически все имеют хорошую самооборону. Они четко держат вокруг себя ”сферу безопасности”, куда не может проникнуть энергия соперника. Даже я, тот кто их обучил, порой не могу обнаружить зазора в их защите. И самое интересное, что на этом уровне обучение только начинается. Представьте двух учеников, в совершенстве закрывших себя для грубых ударов. Они продолжают соревноваться, используя ”мягкую” силу. При такой работе на совершенно другом уровне идет обработка информации. Фактически, используется не- рычажная, ”полевая” сила, и ”полевое” мышление.

Сейчас передо мной открылась бездна непознанного.

Одно несомненно: Для работы с энергией необходимо отказаться от стремления к победе. Это условие прогресса. На эффективность поведения в критических ситуациях это не влияет – мы все живем в том же самом мире, и возвращаемся с тренировок около полуночи – все проверено нашей реальностью.

Я с ужасом читаю ”откровения” современных мастеров, заявляющих, ”что они изучают только самые эффективные техники уничтожения”, ”отрабатывают техники, которые запрещены во всех соревновательных стилях”. Если взрослый человек, явно после тридцати лет, такое заявляет, мне его жаль…

Если разобраться, то в чем победа? Убить человека – это победа? Покалечить – это победа? Сдать в милицию?

Или приоткрыть ему бездны свободной энергии? Это похоже на неожиданный взрыв, когда окружающих отбрасывает в кольцо. Впрочем, лучше промолчу…

 

 

На главную страницу

 

 

Всех, кто реально хочет научиться овладеть внутренней, ”мягкой” энергией китайских боевых искусств, приглашаю в свои группы в Москве, или на индивидуальные тренировки в Крыму.



Сайт создан в системе uCoz