Быть или казаться.
Важнейший вопрос в выборе своего пути в боевых искусствах – подлинность тренировок. Где гарантия, реально мы изучаем боевое искусство, или занимаемся самообманом?
Один из способов разобраться в этом вопросе – выяснить, какие качества вырабатывает у человека тот или иной стиль.
Очевидно, что нельзя двадцать часов в день иметь один психологический настрой, а четыре часа в зале – другой. Если так – то в критических ситуациях будет срабатывать более привычная модель поведения, такой подход не будет эффективным.
Поэтому мы и смеемся, глядя, как почтенные бюргеры раздувают щеки и выпячивают глаза, изображая из себя самураев. Это настолько очевидно…
Для эффективности тренировок желательно не раздваиваться. Быть одним и тем же человеком и в зале, и в повседневной жизни. К этому приходят все адепты боевых искусств. Но вот вопрос: кем мы хотим себя сделать? Как мы изменяем себя?
Мне очень дороги ритуалы айкидо, строгая этика каратэ-до, уважительные церемонии кэндо. Спокойствие, вежливость, неконфликтность… И вместе с тем – реальная эффективность, постоянная готовность к действию. Бдительность, спокойствие, отсутствие сомнений…
Традиционные школы китайского ушу менее формализованы в плане ритуалов, но гораздо более чувствительны к сути, к тому, что стоит за ширмой церемоний. В зале может ”аукнуться” любая промашка, допущенная в повседневном поведении. Все узнают, и учитель посмотрит так, что мало не покажется…
Такое поведение не есть что-то вычурное, это не блажь. Школы существуют века и века. И выжили те, кто следовал этим традициям. Это не церемонии. Это вопрос выживания, вопрос жизни и смерти!
Если в школе будут иные этические установки, то сила, получаемая в зале, будет работать на разрушение. Будут конфликты, травмы, неприятности с властями. В прежние времена
”неприятности” означало разгон школы, арест всех ее членов, расследование с применением пыток. Тот же Шаолинь неоднократно разрушали и физически уничтожали всех его последователей.В наше время ритуалы сведены к минимуму, но традиционные ценности по-прежнему неприкосновенны.
Это одна сторона проблемы, и это касается, в основном больших школ. Но, наряду с большими, официально проявленными школами, в восточных странах существовало множество сект. Эти секты не были многочисленными. Этическая система в них была отличной от общей для господствующей в регионе конфуцианской культуры. Презрение к моральным установкам делало последователей этих школ идеальным материалом для воспитания убийц.
В Японии это были нинзя, в Китае было множество своих подобных кланов.
К этим школам примыкали и узкие школы, ориентированные на убийство – экзотические школы ”животных стилей”. При тренировках в таких школах человек входил в транс, представляя себя тигром, или змеей, или драконом
. Или демоном. Для успешного ”превращения” такой человек не мог жить в социуме – ему нужно было прятаться в горах, или джунглях, или в специальных ”центрах подготовки”. Он становился социальным изгоем. И сделав выбор однажды, он уже не мог порвать со своей профессией – жить с нормальными людьми он уже не мог. Он мог только убивать.Поэтому все секты такого рода заканчивали свою эволюцию одинаково. После достижении определенного уровня могущества они вступали в конфликт с обществом. И тогда секты уничтожались. Людей
– оборотней уничтожали до последнего человека.И не помогали никакие ”звериные приемы”. Человек сильнее любого зверя и демона – это еще в каменном веке было доказано!
В наше время подобные секты продолжают возникать повсеместно. С одной стороны, это нужно для войскового спецназа, с другой – для производства киллеров. Некоторая часть людей, испытывающая страх в мегаполисе, занимается такими техниками, пытаясь ”стать сильными”. Есть и чисто коммерческий интерес.
Проблем с расщеплением сознания могут избежать только военные-профессионалы, но и у них возникают проблемы при уходе со службы. А о любителях и говорить нечего. Такие практики не приведут к силе, наоборот, еще больше расшатают психику, и снизят способности к общему выживанию. В любом виде самообман пользы не принесет.
Мне могут возразить:
”Зато мы сильнее. Мы можем любого каратиста на клочки порвать! Только жалеем, потому и не связываемся”.Я отвечу так.
”Правильно, связываться не стоит. Пока вы на тренировках друг другу абстрактно кости ломаете, контактники вполне конкретно отрабатывают конкретные броски и удары. И в экстремальной ситуации могут конкретно приложить”.Так что по мне лучше айкидо и тайцзи. Да, мы никого не учимся убивать. Мы учимся бросать и толкать. Но это мы делаем хорошо. И дома мы не сорвемся на родственниках, и пересиливать нам себя не надо, нет нужды загонять внутрь собственного зверя – мы его не пестуем.
Мы реально такие, какие есть. Нам нет нужды
”перенастраиваться” в критических ситуациях. Это и есть внутренне единство. И это единство наши силы удесятеряет.Алексей Кузьмин. daofanshu.narod.ru