Философия боевых искусств в третьем тысячелетии.

 

Стратегия секции тайцзицюань в 2007 году.

 

В наше время боевые искусства переживают очередной кризис. Он не тяжелее и не легче предшествующих, но имеет свои особенности.

Раньше это был кризис огнестрельного оружия, когда мистер Кольт уравнял тренирующихся и не тренирующихся в цюаньфу. Потом был кризис перехода к спортивным системам, когда человек тренирующийся в боевых единоборствах мог состарится, так и не попробовав свои навыки в реальной драке, не то, что бою.

Сейчас пришел кризис «уплотненного времени». «Пилотирование самолета для чайников за три семинарских занятия».

 

Время Быстрых Знаний.

 

То, на что сто лет назад, требовался десятилетний курс, ныне вполне можно освоить за неделю интенсивного тренинга. Теория гиперструн – пожалуйста! Управление транснациональной корпорацией – пожалуйста! Платите деньги, мы всему Вас научим и дадим соответствующий диплом, пояс, и оранжевое кольцо в левую ноздрю.

Повсеместно это выражается в двух явных тенденциях. Первая – постоянное углубление специализации. Второе – переход к использованию методов без понимания фундаментальных основ. Таково веление времени, и с этим бесполезно бороться.

В боевых искусствах эти тенденции проявляются в размножении в геометрической пропорции различных стилей, форм, направлений, федераций, ассоциаций.

Вторая тенденция состоит в отказе от изучения базы. Например, отказ от овладения контролем удара, когда человек может и доски ломать, но и способен зафиксировать удар в сантиметре от носа противника. Вместо этого закупается защитная экипировка, одеваются перчатки – можно работать в полную силу! Соответственно, «железную рубашку» тоже можно не изучать!

На более глубоком уровне возникает еще более пугающая тенденция. Мастера смиряются с мыслью, что пять лет на изучение базы никто тратить не готов. И получить учеников высокого уровня для подготовки к традиционному спаррингу практически невозможно. Так мастера и не пытаются воспитать таких учеников. Крутят базу в постоянно обновляющемся коллективе. Вместо достижения реальных уровней – закон современного маркетинга. Рекламная раскрутка дает соответствующий поток, занятия в течении некоторого времени дают соответствующий отток. В одну трубу вливается, из другой выливается. Деньги идут, система крутится.

Особенность современной ситуации такова, что традиционными боевыми искусствами занимаются три основные категории.

Первая категория – это платежеспособные молодые люди до момента создания семьи. Справедливо именно от них ожидать максимальных результатов. Однако шанс зарабатывать боевыми искусствами крайне невысок, и молодежь бросает тренировки ради работы. Кроме того, их исходный уровень практически нулевой, несмотря на обязательные занятия физкультурой в школе и институтах.

Вторая категория – это люди среднего возраста, занимающиеся для поддержания здоровья. Очень высокий уровень осмысления занятий, ответственный подход, но физическая форма требует именно поддержания здоровья, не более того…

Главный резерв – это конечно, дети. Но рассчитывать провести ребенка от нулевого уровня до формирования бойца в наше время просто не реально. Никто не будет тренироваться с семи до четырнадцати лет, а ведь реальный боец формируется к двадцати годам, не раньше…

 

Эта проблема стоит и передо мной, и перед массой других тренеров. Одним из путей ее решения является переход к спортивным направлениям. Соревнования, аттестации, дипломы, могут подогреть слабый огонек детского интереса, разжечь честолюбие. Лично мне такой путь не по душе.

 

Другим способом решения данной проблемы, на мой взгляд, является формирование новых отношений между учителем и учеником. Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что ученик покинет секцию на несколько лет. Нужно создать возможность возобновления тренировок на новом уровне, после многих лет перерыва. Это совершенно не противоречит древним канонам отношений между учеником и учителем.

 

Возможность возвращения.

 

В этом году я проведу беседы с учениками на эту тему. Многие бросают секцию из-за увеличения школьной нагрузки, непомерных финансовых расходов на образование, из-за элементарной усталости. Прекращение тренировок – это сильный стресс для ученика. Он может почувствовать себя не справившимся, начать испытывать комплексы… Так не лучше ли с самого начала четко и ясно обговорить этот этап, чтобы подобного стресса избежать?

Сейчас у меня формируется группа старших учеников, возобновляющих занятия после длительного перерыва. В 2007 году постараюсь максимально развить эту группу. Буду использовать и занятия в школе, и летние тренировки в Крыму, и тренировки в межсезонье на природе. Посмотрим, что будет наиболее эффективно…

 

 

 

 

 

 

 

Алексей Кузьмин 2007г.



Сайт создан в системе uCoz