Ушу и Вэйци

Что нужнее?

 

Сунь Цзы сказал: "В древности те, кто преуспел в войне, прежде всего делали непобедимыми себя, чтобы ждать [момента, когда] можно покорить врага. Непобедимость заключена в самом себе; возможность победы зависит от врага. Поэтому тот, кто преуспел в войне, может сделать непобедимым себя, но не обязательно может заставить врага покориться. Поэтому сказано, что стратегию победы над врагом можно познать, но не всегда можно применить.

Китайский классический трактат «Суньцзы»

 

 

На снимке слева: Го Сейген, величайший китайский мастер начала – середины 20 века.

 

Боевое искусство ушу, стиль тайцзицюань, как его составная часть, дают человеку очень много. Они вырабатывают волевые качества, упорство, формируют способность противостоять физической угрозе и психологическому нажиму. Человек, вооруженный техникой ушу, уважаем в коллективе. Он имеет силу и может ее применить. Но он не имеет права применять эту силу. В этом заключен парадокс. Тренируясь в течении многих лет, поддерживая свои усилия надеждой сокрушить своих врагов, готовясь к моменту, когда можно будет пустить в ход непобедимый кулак… Достигнув результата, ученик понимает, что теперь он не может дать волю своим кулакам. Он столько лет старался зря?

Другой парадокс. Ученик научился защищаться от невооруженного соперника. Он просит тренера научить его приемам защиты против ножа. Тренер показывает, но никаких гарантий не дает… Ученик спрашивает, как защищаться от пули. Наставник улыбается и кивает в сторону расчерченной доски с белыми и черными камнями. «Камни кидать?» - уточняет ученик. «Нет, ставить на доску. По очереди.». Немая сцена.

Суть парадокса в том, что ушу дает возможность достойно ответить, но способы ответа не должны быть способами ушу. Реальный поединок случается раз в десять лет – это статистика. В обычной жизни отвечать приходится способами, приемлемыми для общества. Ответ заключается в принятии правильного решения, совершения собственного выбора. В жизни случается масса ситуаций, когда нужно оценить обстановку, разглядеть скрытые ловушки, представить баланс сил, и границы своих возможностей. И здесь незаменим опыт стратегического искусства Вэйци. Без стратегического подхода человек пассивно следует на поводу у событий, он не может реализовать собственную волю, даже не в состоянии осознать свои интересы.

Насколько гармонично сочетание ушу и вэйци? Ответ таков – они великолепно усиливают друг друга. Вэйци помогает ушу, ушу помогает вэйци. Качества, которые вырабатывает вэйци, это концентрация, устойчивость к стрессу, умение находить главное, понимание равновесия и баланса. Эти качества способствуют углублению мастерства ушуиста. Качества, вырабатываемые ушу - выносливость, правильное дыхание и осанка, невозмутимость – помогают при занятиях вэйци.

В древнем Китае совместное знание боевого искусства и стратегии было весьма редким явлением. Солдату не было положено думать, гражданские чиновники не заботились о поддержании боевой формы. Наследственной аристократии не к чему было утруждать себя ни закалкой тела и духа, ни изучением стратегии. Сочетание личных качеств бойца и стратегических способностей было весьма опасным букетом. Люди с такими способностями либо становились героями страны, либо опасными бунтовщиками, в зависимости от исторического момента. Кроме того, в отличии от конфуцианских канонических искусств, знания по ушу и вэйци зачастую не были общедоступными. Реально, многие секреты ушу и вэйци были раскрыты для широких масс только в начале 20-го века.

В древности в Китае и Японии были и мастера боевого искусства, и мастера Вэйци. В Японии, например, существовали родовые школы, где поколение за поколением воспитывались мастера Го – это японское название Вэйци. Большинство надменных самураев относились к Го пренебрежительно, считая что настоящему самураю думать не положено, за него должен думать его князь. Но были и исключения. Вот какую историю рассказывают о Миамото Мусаси, человеке, который участвовал в поединках с 14 лет, и не разу не потерпел поражения:

…Однажды Миамото Мусаси, величайший фехтовальщик Японии, путешествовал по провинциям своей страны в поисках достойного соперника. На перекрестке проселочных дорог он издалека заметил идущего навстречу ему самурая. По его осанке и манере движения Мусаси сразу понял, что перед ним превосходный фехтовальщик. И чем ближе он подходил к нему, тем более он убеждался. что не ошибся. Судя по могучей внутренней энергии, перед ним был сам Ягю Дзюбэй – личный наставник императора, лучший фехтовальщик при столичном дворе.

Так встретились два знаменитых мастера, знавших друг друга только заочно. Один всю жизнь странствовал по отдаленным местам, постоянно вступая в поединки и участвуя в битвах, другой отстаивал звание лучшего в столице, и тоже постоянно участвовал в поединках. Оба никогда не терпели поражения.

Они прошли мимо, даже не взглянув друг другу в лицо, а лишь оценивая энергетическую наполненность друг друга. Пройдя с десяток шагов, они обернулись одновременно.

– Вы – Миамото Мусаси? –спрсил Ягю, и Мусаси поклонился.

– А вы, конечно, Ягю Дзюбей? – и Ягю поклонился в ответ. И больше они не проронили ни слова. Они стояли друг напротив друга, ощущая тяжесть своих гибких мечей, готовых в любой момент вырваться наружу. Затем они оба синхронно свернули и пошли по дороге, пересекающей их путь. Дорога привела их к деревенской гостинице. Они вошли внутрь, и уселись за стол.

Когда хозяин увидел, что к нему вошли два самурая, готовые выхватить клинки в любой момент, он принял мудрое решение, и принес им комплект Го. Самураи молча принялись играть.

Сделав несколько ходов, они на сверхсознательном уровне поняли особенности стратегии друг друга, и пришли к выводу, что их духовная сила одинакова. Так же молча они прекратили играть, вернулись к своему перекрестку, и пошли каждый своей дорогой…

В наше время и в Китае, и в Японии, и в Корее древнее искусство Вэйци продолжает развиваться, и везде имеет свои особенности.

В Японии, например – это и высоко престижное занятие для элиты общества, и одна из самых увлекательных игр. В элите играют профессионалы, бизнесмены и политики. Для рядовых японцев это страстное увлечение, любимый досуг. Для Китая сейчас Вэйци – скорее спорт, помогающий утвердить авторитет Китая на международной арене. В Корее – это национальная «болезнь», корейцы очень поддерживают и выступления своих мастеров на международной арене, и развивают массовое Вэйци для развития интеллекта нации.

В России сейчас не так много мест, где можно освоить Вэйци. Одно из них – школа N1948 с углубленным изучением китайского языка, где преподается и стратегическое искусство Вэйци и боевое искусство тайцзицюань.

Алексей Юрьевич Кузьмин. daofanshu.narod.ru



Сайт создан в системе uCoz