2005 год.

Три года изучения тайцзицюань в школе 1948

 

На нашей секции изучается внутреннее направление древнего китайского ушу – тайцзицюань. Три аспекта этого искусства являются важными.

Во-первых, это оздоровительные упражнения и дыхательная гимнастика.

Совершенно необходимая вещь для каждого школьника. Это адаптация к высоким интеллектуальным нагрузкам и компенсация негармоничной физической активности. Это противодействие искривлению позвоночника, укрепление мышц спины, снятие спазмов мускулатуры после длительного пребывания в сидячем положении. Во всех группах, независимо от уровня мастерства, выполняется много упражнений для улучшения осанки, развития гибкости, укрепления спины. Дыхательная гимнастика снимает стресс, «притормаживает» перевозбужденную нервную систему, восстанавливает силы после высокой умственной нагрузки. Дыхательные упражнения помогают по крайней мере, отстрочить неизбежное переутомление от учебы.

Во-вторых, это выполнение традиционных комплексов.

В нашей секции изучается наиболее известный как в Китае, так и во всем мире, комплекс «24 движения тайцзицюань». Этот комплекс воспитывает плавность движений, ставит правильное дыхание, развивает гибкость. Ученики в целом, овладевают этим комплексом, хотя им и непросто привыкнуть к мягкой пластике и медленному ритму движений.

Ученики неоднократно выступали перед делегациями из КНР, послом Китая. Их выступления пользовались большим успехом. Самостоятельное выполнение комплексов – это большой этап в развитии ушуиста. С этого момента он получает в свое распоряжение важнейший инструмент укрепления здоровья. Теперь он может самостоятельно практиковать и совершенствовать искусство, укреплять здоровье и углублять понимание философии.

 

В -третьих, это парные упражнения и самозащита тайцзицюань.

 

Поначалу ученики недоумевают, почему движения такие плавные и медленные, мягкие, у них возникает вопрос «А как этим бить?». Но позднее они приходят к пониманию движений. Дело в том, что только та техника эффективна, которая отработана на сопротивляющемся человеке. Применить за доли секунды можно только то, что отработано тысячи раз.

Тысячи повторов на сопротивляющемся противнике можно отработать при одном условии: Техника не должна калечить. Поначалу запрещены быстрые движения, запрещена жесткость и грубая сила. Со временем, когда движения становятся более ловкими, постепенно снимаются ограничения по скорости. Жесткость, тем не менее, остается запрещенной. Что касается силы, то ценится не сама сила, а умение правильно определить степень необходимого усилия.

До того момента, когда ученик начнет свободную работу, ему необходимо улучшить общую координацию движений, которая у большинства современных детей оставляет желать лучшего. Затем следует отработать пластику движений, научиться устойчивости и свободному перемещению центра тяжести. Потом идет неизбежный этап парных обусловленных движений, изучение «рисунка». И только после этого ученики начинают использовать силу в соревновательном формате.

В практике свободной работы наступает момент, когда грубая физическая сила полностью исчерпывает себя. Это третья – пятая минута единоборства. В спортивных стилях обычно на это время назначается перерыв между раундами. Боксеры и борцы должны отдышаться, и восстановить сократительную способность мышц. В традиционном тайцзицюань на этом этапе все только начинается. Когда физическая сила исчерпывается, – начинается настоящая работа.

Мастерство и есть умение спокойно дышать и расслабляться, легко двигаться, и выполнять эффективную технику. Мастера прошлого по-другому и не тренировались.

Когда человек отказывается от грубой силы, наступает прорыв. Он мягок, но упруг, податлив, но не уязвим, расслаблен, но не слаб. Человек меняется. Он двигается легко, гибко, все успевает без напряжения. Его дыхание меняется. Он перестает уставать.

Это удивительно, но в течении трех лет ученики добились больших успехов в изучении тайцзи туйшоу (толкающие руки тайцзицюань). Конечно, свою роль сыграло то, что в школе 1948 профильным является китайский язык и менталитет учащихся этому соответствует.

Но, с другой стороны, причина успехов заключается в следующем. На тренировках все прикладные техники отрабатываются в не стрессовом режиме. Принципиальная позиция тренера – ученик не должен чувствовать страха. (Подробнее о принципе можно почитать в моих статьях по психологии). Отсутствие стресса приводит к тому, что единоборство, и поединок в том числе, воспринимается как обычное, рутинное, будничное явление. Это такая же работа, как изучение языка или уборка в комнате. Здесь есть место для удовольствия, общения, совершенствования, но нет места страху. Сознание и тело не скованы, и процесс обучения идет без преград. Не уверен, применима ли такая методика в каратэдо или рукопашном бое, но в нашем стиле она реализуется превосходно.

 

Ученики очень быстро усваивают тайцзи туйшоу, и практически все имеют хорошую самооборону. Они четко держат вокруг себя ”сферу безопасности”, куда не может проникнуть энергия соперника. И самое интересное, что на этом уровне обучение только начинается. Представьте двух учеников, в совершенстве закрывших себя для грубых ударов. Они продолжают совершенствоваться, используя ”мягкую” силу. При такой работе на совершенно другом уровне идет обработка информации. Фактически, используется не- рычажная, ”полевая” сила, и ”полевое” мышление. Особенностью тайцзицюань является то, что не используя жесткость, можно совершенствоваться практически бесконечно.

 

С ростом мастерства риск травматизма уменьшается, ученик все лучше «чувствует» соперника, оттачивает реакцию на его движения. И теперь можно использовать и более сложные движения, и более высокую скорость, и большую силу.

Самозащита от жестких «уличных» ударов отрабатывается поначалу только с тренером. Старшие ученики постепенно включают парную самозащиту в свои упражнения. Тем не менее, поединков по ударной технике проводить не предполагается. Принципиальная позиция тренера – самозащита отрабатывается только в не соревновательном формате.

Цели обучения

Сейчас, по прошествии трех лет, цели формируются следующим образом.

На выходе из школы ученик должен получить полную самооборону. Он должен овладеть практиками укрепления здоровья. Он должен знать принципы этикета и восточной философии.

Кроме этого, желательно также овладение стратегическим искусством Вэйци. Занятия по вэйци проводятся в школе 1948 на бесплатной основе, тренер ушу – он же и тренер вэйци. Без знания стратегии, боевое искусство все же не вполне закончено…

 

 Фото: Технику Тайцзи туйшоу демонстрируют ученики 3-х классов школы 1948

Чивилев Сергей, Поликарпов Михаил, Корчинов Кирилл.

 

Тренер Кузьмин Алексей Юрьевич (095) 481 03 96 daoshu@mail.ru



Сайт создан в системе uCoz