Алексей Кузьмин.
http://daofanshu.narod.ru
Предупреждение:
Эта статья предназначена исключительно для людей, уже имеющих опыт тренировок цигун, цигун-терапевтов, врачей восточной медицины, преподавателей ушу и цигун. Просьба пациентам: пожалуйста, не тратьте свое время на эту информацию. Это наша внутренняя ”кухня” и Вам это совершенно не нужно. Некоторые советы автора могут показаться спорными.
Затрата сил целителем.
Самый важный вопрос - на каких уровнях работы ведется лечение. Возможны следующие варианты:
1. Лечение чисто физическими методами
Массаж, мануальная терапия, прижигания, постановка игл и т. д.
Данные методы достаточно хорошо себя зарекомендовали, имеют широкое признание. Хорошо известны показания и противопоказания к этим видам лечения, они признаются официальной медицинской наукой. Наиболее трудоемким является массаж. Постановка игл и прогревание моксой практически не
вызывают напряжения. Однако, при диагностике целитель иногда использует “особые способности”, что наносит ущерб его ци, при прогревании сигаретой требуется долго сохранять неподвижное положение тела, что вызывает значительное утомление.Однако, в целом, данные методы не вызывают значительного истощения запасов “изначальной ци”, и являются относительно безопасными и для целителя, и для больного.
2. Применение лечения с помощью “внешней ци”.
Данный метод лечения основан на накоплении целителем запаса внутренней энергии, проведении ее по каналам, выведение во внешнюю среду и передачу больному. При использовании этого вида лечения и целитель, и больной ощущают признаки “прохождения ци”, описанные в руководствах по цигун. Это тепло, распирание, покалывание, электризация.
При описании методов лечения обычно используется следующая схема: Ци накапливается в организме целителя и проводится через каналы тела, выводится через ладони и направляется в больного.
Данный вид лечения быстро истощает запасы “изначального ци”, и может нанести вред здоровью целителя. Как правило, применение этого метода (в разных модификациях) высоко эффективно у новичков, и первые три - четыре месяца они добиваются потрясающих результатов. Затем наблюдается снижение эффективности метода, самочувствие целителя ухудшается.
Далее события часто развиваются по следующим основным сценариям:
- Начинающий целитель испытывает разочарование и прекращает практику. Очень частый, но по крайней мере, честный вариант.
- Целитель переходит к преподаванию гимнастики цигун и другим методам лечения.
- Целитель находит источник подпитки во внешней среде. Даже в таком случае, он может эффективно лечить не более трех - четырех больных в месяц, что фактически выводит его из рядов профессионалов. Более целесообразно использовать этот вариант в экстренных ситуациях.
- Целитель начинает выкачивать энергию из других людей. Самый страшный из всех возможных сценариев. Обычно при контакте с таким целителем бросается в глаза энергичность мастера и крайне вялый, “заторможенный” вид его подопечных. Вокруг мастера все начинают чахнуть, чувствовать себя больными, нуждающимися во внешней помощи.
Необъяснимо, но большая часть китайских методик подробно описывает способы лечения именно на этом уровне. Возможно, это связано с тем, что методология этого вида лечения может быть легко описана с помощью слов, используя термины гимнастики, или школьного курса физики.
3. Лечение на уровне чакр.
Этот вид лечения основан на приеме вибраций чакр пациента, их оценке, и передача вибраций чакр целителя, используя явления резонанса. Этот метод лишен театральности, он не требует “простирания рук”, фактически он невидим для стороннего наблюдателя. Объективно оценить его невозможно. Эффективность его крайне высока, именно этот метод и является “чудесным”, однако применяют его крайне малое число целителей.
Данное лечение не требует затрат энергии, но после выполнения сеанса требуется смыть информацию пациента, во избежание переноса вибраций на чакры целителя. Поэтому целитель должен регулярно “очищаться”, восстанавливать свои вибрации, входя в резонанс с вибрациями природы. Наиболее сильным “очищающим” эффектом обладают омовения в природной воде.
Плюсом метода является возможность его неявного использования при массаже, разговоре, в толпе, транспорте, и т. д. Возможно использование его для воздействия на большое количество людей.
Все люди неосознанно влияют своими вибрациями друг на друга. Однако, многие передаваемые вибрации не являются гармоничными, и приносят окружающим больше вреда, чем пользы. От мастера требуется умение сохранить свой благоприятный настрой даже в агрессивно настроенной толпе.
Китайские методики конкретного лечения на уровне чакр весьма расплывчаты, изобилуют архаичными алхимическими терминами, и требуют адекватного изложения на русском языке.
4. Лечение на уровне “духа” (Шэнь).
Данный уровень на сегодняшний день является высшим. Так как его достигли только единицы, то ни о какой статистике и методиках пока не может быть и речи. Единственный ориентир для достижения этого уровня - духовное самосовершенствование.
5. Обучение гимнастике цигун.
Данный метод позволяет вывести человека на путь физического и духовного совершенствования, из потребителя медицинских услуг превращает в творца своего физического и духовного здоровья. Как правило, люди, занимающиеся разумными методиками цигун, способны самостоятельно поддерживать свое здоровье.
Сразу проведем черту между разумными и “сектантскими” методиками. Разумные методики цигун оставляют человеку свободу личности, позволяют ему самому идти по пути. Сектантские методики подавляют свободу воли, с тем, чтобы как можно дольше “доить” клиента. Разумная методика подталкивает человека, сектантская одевает на него ярмо.
Отличить “сектантскую” группу легко по развитой системе иерархии, усложненной терминологии, стремлению “закрыть” методики, ограничить поток информации.
Обидно, но даже некоторые китайские мастера начинают набор группы с прямого зомбирования широкой аудитории, стараясь выбрать наиболее подверженных внушению людей. Из таких и создается “сектантская” группа.
В случае, если пациент обучается цигун под руководством честного целителя, то он очень скоро переходит из “команды больных” в “команду оздоравливающихся”. У подопечного мастера меняется отношение к болезням и здоровью, он сам ощущает в себе силы помогать другим.
Для мастера, тренирующего ослабленных и больных людей, данный метод лечения не приносит ущерба. Более того, в процессе совместных тренировок мастер увеличивает свой энергетический потенциал. Исключение составляют очень большие детские группы, где много сил уходит на поддержание контроля за детьми.
Методики лечения с помощью гимнастики цигун разнообразны, и подробно описаны в переводной литературе.
Приложение усилий больным.
Мастер должен сразу оценить: готов ли больной прикладывать собственные усилия, или он нуждается в пассивной “подзарядке”.
Если больной готов активно сотрудничать с целителем, то он быстро освоит простейшие методы цигун, и его здоровье значительно увеличится, болезнь отступит. Больной, который активно не желает прилагать усилий для выздоровления, представляет проблему.
Такие больные часто очень мнительны, они выматывают все силы из человека, даже просто ведя отвлеченный разговор. Они “крадут ци”, используя эмоции сочувствия и сострадания. С такими больными необходимо вести себя твердо. В этом случае можно и нужно использовать убеждение и внушение.
Сразу следует сказать им, что все люди подвержены болезням и смерти, болезнь развивается по своим законам, целитель может противодействовать этому, затрачивая свою жизненную энергию и силы.
Продолжительность процедур и их цена должны быть четко обговорены заранее. Иногда “чем выше цена, тем быстрее наступает выздоровление”. Целитель не должен давать никаких гарантий.
Целитель должен быть внутренне готов к тому, что такой больной заявит, что его состояние после лечения ухудшилось, проявления болезни усилились. В таких случаях надо объяснить, что при отсутствии лечения состояние было бы еще более тяжелым.
Чтобы иметь внутреннюю уверенность в этом, целитель должен знать сам, что его лечение было правильным и не шло во вред. Для этого он должен знать сущность данного заболевания и с позиций цигун, и с позиций современной научной медицины.
Привлекательность метода.
Что заставит больного выбрать среди других методов лечения именно цигун?
Во-первых, он должен видеть, что мастер сам обладает крепким здоровьем.
Во-вторых, стоимость лечения должна быть сравнима с затратами на больницы и медикаменты.
Больной должен видеть примеры успешного лечения.
Но это только внешние условия. Внутренние стимулы тоже важны. Человек должен знать, то получит нечто большее, чем просто коррекция нарушенных систем. Человек должен видеть в цигун не только средство лечения болезни, но и инструмент, повышающий его уровень бытия. Цигун должен помогать не только в здоровье, но и в учебе, работе, карьере, семье, экстремальных ситуациях. Если мастер способен так преподавать цигун, то его метод будет пользоваться успехом.
Условия эффективности метода.
Для того, чтобы лечение было эффективным, необходимы следующие условия:
1. Мастер должен обладать достаточным запасом сил.
2. Мастер должен иметь время для восстановления.
3. Мастер должен иметь время для собственного развития.
4. Мастер должен иметь независимые источники дохода, чтобы обеспечить себе эти условия.
Частые тактические ошибки при лечении методами Цигун.
1. Неправильный выбор типа дыхания.
- Иногда, при выполнении упражнений цигун, пациент дышит слишком глубоко и часто, что может привести к головокружению. При сильной гипервентиляции возможно возникновение слабости, тошноты.
Заметив эти симптомы, мастер должен скорректировать темп дыхания, добиться более медленных дыхательных движений.
- У больных с астматическими проявлениями, слишком быстрый выдох может спровоцировать приступ затрудненного дыхания. Таких больных следует успокаивать, добиваясь медленного и плавного выдоха.
- У ослабленных детей, часто болеющих простудами, может полностью отсутствовать дыхание диафрагмой. Такие дети (и иногда взрослые) при нагрузках перегружают вспомогательные дыхательные мышцы, мышцы плечевого пояса, быстро истощаются, начинают “дышать горлом”, часто хватать ртом воздух. Прежде, чем давать таким детям физические нагрузки, следует потратить время на постановку “дыхания животом”.
2. Лечение во время обострения болезни.
Как правило, многие пациенты обращаются за лечением во время обострения, когда болезнь протекает остро, и они испытывают сильную боль.
Часто целитель ставит перед собой цель немедленно снять болевой синдром. Иногда это с блеском удается, но очень часто результат бывает обратным - боль усиливается.
Чтобы правильно ориентироваться в проблеме, необходимо иметь представление о стадиях протекания болезни.
Для примера рассмотрим классический болевой синдром - воспаление седалищного нерва (ишиас).
Во время первой стадии заболевания седалищный нерв (толщиной приблизительно с указательный палец руки), воспаляется, отекает и за счет этого увеличивается в объеме. Вокруг него расположены прочные оболочки, не способные растягиваться. Нерв оказывается передавленным, человек испытывает сильную боль.
Многие методы восточной медицины основаны на улучшении кровоснабжения больного органа. Если в острый период ишиаса применить одну из таких методик (например разогревающий массаж), то кровонаполнение и отек нерва увеличатся, боль возрастет. Более того, даже если использовать рефлексотерапию, боль может усилиться, так как первые десять дней отек постоянно нарастает - таково фазовое течение болезни.
Только спустя две, а то и четыре недели, отек начинает спадать, и место поражения очищается от обломков поврежденных клеток, восстанавливаются поврежденные структуры органа. Теперь улучшение кровоснабжения будет безусловно полезным.
Во всех случаях, когда цигунист имеет дело с обострением заболевания, он должен помнить высказывание из Нэйцзина, что “поздно копать колодец, когда все уже страдают от жажды, поздно ковать оружие, если битва уже началась”.
Единственная возможность воздействия в период обострения - это лечение на уровне “духа”, общего энерго-информационного поля. К сожалению, такими способностями пока обладают только редкие талантливые экстрасенсы, в китайских источниках четкого метода овладения таким уровнем нет.
Европейская медицина, в отличии от китайской, занимается именно лечением обострений, внешних проявлений нарушенного баланса энергии. Не следует пренебрегать этим. И европейская, и восточная медицина сходятся во мнении, что во время обострения активность пациента должна быть минимальной. Если заболевание протекает с повышением температуры - необходим постельный режим и полный покой. Если боль носит локальный характер, без системной реакции иммунитета, то лучше сохранять некоторый минимальный уровень двигательной активности.
3. Лечение без учета влияния сезонов.
Цигунист должен знать, как сезоны влияют на цикличность течения болезней. Больные часто обращаются за помощью, предчувствуя наступление неблагоприятного сезона. Нужно предупредить больного, какая погода оказывает на него плохое влияния, и получить подтверждение намерения возобновить занятия в благоприятное время года. Во время господства неблагоприятного сезона следует помочь больному скомпенсировать его болезнетворное влияние, изменив питание, одежду, двигательную активность, научить сберегать защитную ци и избегать перегрузок ослабленных систем.
Например, сердечник в жаркую погоду должен мало двигаться, днем находиться в прохладном помещении, а рано утром и поздно вечером может неспешно прогуливаться возле водоема.
Больной с депрессией зимой должен гулять в полдень, желательно смотреть прямо на солнце, а утром и вечером находиться в ярко освещенном помещении.
Человек, страдающий воспалением суставов, в холодную сырую погоду должен тепло одеваться, больше находиться в сухом помещении. В морозную погоду ему полезны тепловые процедуры - сауна, ножные ванны. Летом он должен больше загорать и греться на солнце.
Вывод человека на природу в неподходящий сезон может ухудшить его самочувствие.
4. Отказ от сотрудничества с европейской медициной.
Цигун дает прекрасные результаты там, где бессильна европейская медицина. Но все же это скорее увеличение количества здоровья, чем “тушение пожара на тонущем корабле”. Европейская медицина специализируется на лечении критических состояний, когда компенсаторные возможности организма резко нарушены. И в этих областях ее авторитет неоспорим. Неразумно отказываться от достижений науки в области исследования устройства организма, причин возникновения и развития болезней.
Отказ от научного осмысления цигун – это путь к деградации, тупик, конец развития.
Предвижу возражения людей, знакомых с основной идеей китайской историографии:
Золотой век прошел, с тех пор человечество движется по пути деградации.
Вот возможный ответ на это возражение:
Древние китайцы, как и египтяне, инки, индейцы Центральной Америки, получили в готовом виде знания погибшей цивилизации. Причем эта цивилизация достигла такого высокого уровня развития, что смогла сформулировать очень высокие философские принципы. Древние народы Земли не смогли сохранить все переданное им достояние, но кое-что осталось. Это философия, духовные ценности, такие осколки общего знания, как календарь майя, китайское Вэйци, учение о Ци, пране, чакрах и каналах. Все древние народы имеют легенды о богах, которые научили их земледелию, дали огонь, законы, лечили болезни. У египтян это Ра, у индейцев - Виракоча и Кецалькоатль, у китайцев - Шеньнун, Яо и Шунь. (Причем боги обладали и весьма “человеческими” слабостями - они научили египтян варить пиво, индейцев - пульке, китайцев - виноделию.)
Таким образом, если мы считаем, что наследие древних - это научные знания, искаженные и полузабытые человечеством, то мы можем искать научные пути развития, интегрироваться с современной наукой.
Если мы считаем, что знания востока - это откровения шаманов - то нужно признаться себе, что мы морочим людям голову, зомбируем и используем в корыстных целях.
На примере выдающихся китайских мастеров мы видим, что они открыты к диалогу с наукой, а шарлатаны предпочитают напускать на себя вид всезнаек, проницающих внутренним взором в Недоступное.
Адекватность вознаграждения.
Прежде, чем рассчитывать экономические показатели у нас в стране, посмотрим, как обстояли и обстоят дела в самом Китае.
О целителях древности известно, что они были немногочисленны, прекрасно владели энергетическими методами лечения, но так же имели славу хороших хирургов.
Например, доктор Хуа То умел делать трепанацию черепа, проводил общий наркоз, лечил гнойные и отравленные раны хирургическим путем. Многочисленные войны и сражения древности вообще поставляли больше работы хирургам и костоправам, чем энерготерапевтам.
В средние века процветало лечение травами, эликсирами из желез животных, что требовало неплохого знания химии. Например: процесс производства спирта, приготовление вытяжек и настоек.
Иглотерапия была известна с древности, но ее расцвет пришелся на династии Мин и Цин. Однако в то время в Китай уже проникла европейская медицина. Статус европейского врача был в сотни раз выше, чем статус традиционного лекаря. После Синьхайской революции многочисленные врачи китайской медицины имели фантастически низкий социальный статус. За ними прочно утвердилось прозвище “босоногие”. В это время образованные китайцы стремились получить медицинское образование на Западе. Например великий лидер китайского народа Сунь Ятсен был врачом именно европейской медицины.
В наше время в Китае лечение у традиционного врача стоит в десятки раз дешевле, чем в “европейской” клинике.
Это подтверждает мысль о том, что даже в самом Китае китайская медицина не может обогнать своего европейского конкурента.
Поэтому вряд ли услуги цигуниста могут стоить выше, чем европейское лечение. Однако, слишком низкая цена за лечение тоже неприемлема. Обучение в группах здоровья по стоимости должно быть сопоставимо с ценами в группах боевых искусств.
Особенность цигун в том, что лечение не требует клиник, дорогостоящего оборудования. Отдельно стоит отметить, что мастер цигун имеет огромное преимущество перед врачом европейской медицины - он может лечить бесплатно. Парадокс, но именно это дает мастеру огромное стратегическое преимущество.
Стратегические ошибки целителя и использование Цигун для улучшения социальной адаптации.
1. Сверх-узкая специализация.
Главная ошибка людей, занимающихся цигун, это мысль, что достигнув мастерства, они будут преподавать, или лечить людей, получая за это большое вознаграждение. При столкновении с реальной жизнью эти мечты часто разбиваются в прах.
Восточная медицина в наше время имеет небольшую, но прочную “экологическую нишу”, в пределах которой ее позиции неуязвимы. Для того, чтобы расширить эту нишу, цигунист должен развиваться в разных направлениях. Здесь важно следовать правилу “Не стоит складывать все яйца в одну корзину”.
Попробуем раскрыть этот принцип подробнее.
В наше время все виды труда организованы так, чтобы выкачивать из человека все силы, а платить как можно меньше.
Низкая квалификация приводит к тому, что человек постоянно живет под угрозой увольнения, и знает, что на его место всегда найдутся другие.
Высокая квалификация тоже ничего не гарантирует. Узкая специализация делает человека рабом той системы, в которой он работает. Например, в городе только одна газета. Значит все журналисты в этом городе полностью зависят от хозяина издательства.
Обычный человек достигает мастерства в одном виде деятельности, и на этом останавливается. Он прочно врастает корнями в систему, становится ее винтиком.
Но мастер цигун имеет другие возможности. Обучение цигун - длительный процесс, требующий концентрации усилий в течении многих лет. Только тогда придет результат. Однажды пройдя этим путем, мастер может пройти этот цикл, обучаясь любому другому виду деятельности.
Если человек имеет высокую квалификацию в двух отраслях, он получает минимальную свободу маневра. Он уже не раб. У него есть выбор. Он может выбирать лучшие условие труда.
Три специализации - это возможность устойчивого существования, уверенность в завтрашнем дне. Три точки дают самую устойчивую опору.
Четыре точки опоры - это абсолютная свобода движения. Четыре конечности позволяют скалолазу влезть на неприступную стену. Четыре специальности создают мастера.
Обычный человек не в силах отказаться от соблазнов мира, собрать силы для такого развития. Цигун позволяет, оставаясь в миру, отказываться от ловушек мира.
Мастера цигун прошлого часто совмещали такие “несовместимые” виды деятельности, как медицина и торговля, преподавание каллиграфии и охрана грузов, занятия сельским хозяйством и сложение стихов.
2. Узкое понимание возможностей Цигун.
Практика цигун развивает человека духовно, позволяет ему заниматься и другими искусствами. Для мастера практически не составляет труда освоить и целительский аспект цигун и его применение в боевых искусствах. Пренебрежение изучением смежных практик является признаком лени и остановки внутреннего развития. В древности считалось, что человек должен быть совершенным и в боевых искусствах, и в составлении букетов, живописи, музыке и выращивании растений.
3. Применение Цигун в экстремальных условиях.
Цигун позволяет человеку достичь гармонии с внешним миром. Этод метод позволяет мастеру адаптироваться в таких условиях, где обычный человек может и не справиться.
Это очень важный аспект занятий цигун. В сущности это не основная цель занятий, скорее “побочный продукт”, но его использование в социуме дает заметные результаты. Поговорим об этом подробнее:
Многие социальные “экологические ниши” дают людям разнообразные преимущества в оплате, степени свободы, и т. д. Но внутри этих видов деятельности условия таковы, что человек теряет здоровье, спивается, быстро изнашивается. Разные виды деятельности, например, работа артиста и военного, объединяет необходимость противостоять стрессам. Мастер цигун в таких условиях способен найти внутреннее равновесие и остаться самим собой.
Там, где обычный человек “сгорает”, мастер цигун может спокойно и без напряжения существовать, не снижая при этом результатов своего труда.
4. Применение Цигун в рутинных видах деятельности.
Мастер цигун не может не проявить свои способности, занимаясь даже такими видами деятельности, которые не являются престижными или популярными. Например, у садовника - цигуниста будут более гармоничные парки, здоровые растения. Торговец, практикующий цигун, может зазвать втрое больше покупателей, чем его более мрачный и озабоченный коллега. Хирург, практикующий тайцзицюань, делает операции быстрее, легче и успешней, чем обычный врач. Юриста, практикующего цигун, гораздо сложнее обмануть.
В любой деятельности цигунист применяет принципы тайцзи, иньян, следования дао. Со временем он достигает не просто высокой квалификации, но и артистизма, что обеспечивает ему более высокое социальное положение.
И последнее. Цигун защищает человека от духовного растления, культурной деградации. В наше время на общество обрушивается поток зомбирующей информации, человеку подсовываются разные виды “кайфа”, способствующего остановке его умственного и духовного развития, застою и деградации. Цигунист имеет внутренние резервы, чтобы “не падать вниз”. И, пока все общество опускается, он “не теряет высоты”. Поэтому люди, занимающиеся цигун, в течении времени повышают свой социальный уровень.