Опыт применения гимнастики цигун при лечении часто болеющих детей.


Алексей Кузьмин.
http://daofanshu.narod.ru


Переработка статьи от 1997 года, опубликованной в журнале ”Цигун и Жизнь”


В настоящее время в нашей стране растет количество детей, часто болеющих простудными заболеваниями, хроническим воспалением миндалин, аденоидами. Часто хронический воспалительный процесс в носоглотке осложняется присоединением бронхита, аллергических проявлений. Такой контингент детей объединяется в большую группу с условным названием “часто болеющие”. В данной статье обобщен опыт лечения таких детей с помощью гимнастики цигун.

Занятия проводились в 1997 году в московской детской поликлинике N 24, в кабинете лечебной физкультуры. Занятия проводил врач, специалист по ЛФК и восточной медицине (Алексей Кузьмин). Всего было пролечено более ста детей в возрасте от 6 до 13 лет. Занятия проводились три раза в неделю по 25 минут. Занятия проводились в группах по 8 - 10 человек. По различным причинам количество занятий у отдельных детей составило от 5 до 20 занятий.

Характерными признаками для данной группы детей являлись следующие:

- Высокая нервная возбудимость, слабая концентрация внимания, повышенная утомляемость.

- Относительно хорошее развитие мускулатуры, подвижность, смелость, преимущественно экстравертный склад личности.

- Относительная слабость дыхательной системы: грудной тип дыхания, быстрое развитие одышки при физической нагрузке.

- Затрудненное носовое дыхание: аденоидоз, полипоз носа, отек слизистых. У всех детей имело место сочетание дыхания через рот и нос, у многих - полное отсутствие носового дыхания.

Дети, имевшие аллергические заболевания в данную группу не включались и занимались цигун по другой методике.

Методы тренировок.

Для лечения детей применялась следующая методика:

В период перед началом занятия проигрывалась фоновая успокаивающая мелодия. Обычно выбиралась музыка композиторов Ма Синцзянь, Ван Цзяньмин, Ву Сяопин в исполнении Китайского Оркестра традиционных инструментов, г. Шанхай. Из практического опыта было установлено, что наибольшим успокаивающим эффектом обладает музыка элемента “Дерево” из альбома Yi - Ching Music for Heals. Однако, во время выполнения упражнений прослушивание музыки прекращалось, так как усиление элемента “дерево” не являлось главной целью занятий.

В начале занятия проводилось сидение на пятках для вхождения в покой и ограничения двигательной активности. Основное внимание уделялось выработке правильной осанки, успокоению дыхания. Время проведения - не более 1 - 2 минут, так как детская психика требует постоянного переключения вида деятельности.

Далее в положении стоя проводилось прокручивание суставов шеи, рук, туловища и ног. Затем в стойке наездника выполнялись 2 - 3 движения из комплекса “18 движений тайцзи цигун”. На этом подготовительная часть тренировки заканчивалась.

Во второй части тренировки проводились упражнения, направленные на активизацию “внешней ци”. Проводилось растирание рук, задней поверхности шеи - до умеренного покраснения. Затем проводился комплекс похлопываний: на руках - по ходу каналов легких и толстого кишечника; вокруг седьмого шейного позвонка, подреберьям, мышцам брюшного пресса, пояснице, по передней поверхности бедер.

После этого проводилось обучение различным типам дыхания.

В положении лежа дети осваивали прямое диафрагмальное дыхание - “на вдохе живот надувается, на выдохе - сдувается”. Затем проводилось обучение диафрагмальному дыханию в положении “сидя по - турецки”, с руками на животе, затем на коленях. Внимание обращалось на увеличение амплитуды движений животом и на медленность, непрерывность дыхания: “дыхание тонкой струйкой, как ручеек”.

В положении стоя выполнялись рубящие движения рукой с резким громким выдохом - по пять - шесть раз каждой рукой, затем снова диафрагмальное дыхание в положении сидя по - турецки.

Для восстановления носового дыхания проводилось дыхание через нос с высокой частотой и малым дыхательным объемом - короткие быстрые вдохи - выдохи через нос - “дыхание ежика”. Использовались следующие варианты: через одну ноздрю, через две ноздри, вдохи - выдохи, только выдохи, только вдохи. После 20 - 30 секундного цикла быстрого дыхания проводилось 1- 2 минутное восстановление дыхательного ритма.

В последней части тренировки практиковалось произнесение звуков. Сначала громко и протяжно произносился звук “Зззззз...” “Полетели пчелы”. Затем произносился звук “Жжжж...” “полетели жуки”. Для восстановления ритма дыхания снова проводилось диафрагмальное дыхание в положении сидя по - турецки.

В процессе тренировки иногда для разнообразия занятий вводились упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса.

Результаты:

Все дети, посещавшие тренировки, освоили диафрагмальный тип дыхания. У всех детей улучшилась переносимость физических нагрузок. У всех детей восстановился носовой тип дыхания. У занимавшихся цигун в период занятий не было случаев тяжелых осложненных простудных заболеваний.

Короткий период наблюдения не дает возможностей статистической оценки достоверности снижения частоты простудных вирусных заболеваний.

Выводы.

Таким образом, согласно концепции усин у детей данной группы имело место снижение количества защитной ци, избыток активности элемента огонь, и перегрузка элемента металл.

Малое количество защитной ци вызывает локальное поражение органов дыхания. Частые повторные простуды приводят к избыточной активации защитной системы металл. Длительная перегрузка системы металл может приводить к истощению защитных сил организма - проникновению инфекции в нижние дыхательные пути с развитием бронхита или пневмонии. Избыточная активность “металла” может приводить также к поражению других систем организма, что выражается в аллергизации.

Очевидно, что ослабление защитной ци связано с ухудшением экологической обстановки, загазованности воздуха. Избыточное усиление “огня” - перевозбуждение, подвижность, быстрая утомляемость вероятнее всего связаны с просмотром большого количества телепередач и видеофильмов, злоупотребления компьютерными играми.

Тренировки цигун повышают общую сопротивляемость организма, улучшают адаптацию к физическим нагрузкам, снимают избыточное нервное возбуждение. Специальные дыхательные упражнения восстанавливают носовое дыхание у детей даже в случаях тяжелых нарушений.

Рекомендации:

Перед началом тренировки необходимо снять избыточное нервное возбуждение. Это достигается прослушиванием традиционной музыки, сидением на пятках “по - японски”.

Для сохранения интереса к занятиям у детей следует избегать монотонных повторений, каждые 1 - 2 минуты следует переключать внимание на другое задание, а затем можно вновь вернуться к базовому упражнению.

 

Сайт создан в системе uCoz