Рецензия на фильм «Герой» как ответ журналу «Кунфу»

 

 «Герой» - это не фильм о боевых искусствах. Это фильм не о ушу, фехтовании, каллиграфии, традиционной музыке, хотя все это в нем и присутствует. «Герой» - это притча, где каждый человек может постигать все более и более глубокие уровни.

Сюжетная канва фильма проста. Способ выражения – очень сложен. Это сны, это рассказы, это догадки, это недомолвки, обман, и постепенное выяснение истины.

Император воздает почести чиновнику, убившему трех его смертельных врагов. Чиновник с именем «Безымянный» приносит императору серебряный наконечник копья «Небесного», и мечи «Высокого Утеса» и «Летящего Снега». Имена героев аллегоричны, конечно вызывают ассоциации прежде всего у тех, для кого китайский язык – родной, но об этом потом…

Итак, почестью является возможность выпить вино в десяти шагах от императора. Столик поставлен, вино налито, начинаются расспросы владыки об обстоятельствах славных побед. Безымянный рассказывает… Изобразительный ряд этого слоя истины предельно приближает и укрупняет детали. Дождь. Капли воды летят целую вечность. … Детали скрывают целое. Поединок в мыслях – укрупненные звуки и лишенное цветов изображение – монохромность раннего Куросавы… Старик играет на гучжене - китайских гуслях, струны рвутся, и меч срубает тот самый наконечник копья.

Император принимает этот рассказ с удивлением. Хао кхуай де цьень! Какой быстрый меч!

И требует продолжения рассказа, которое проходит в совершенно ином изобразительном решении. Теперь доминирует цвет. Ярко-красный. Алый шелк. Алые одежды. Алые листья. Они скрывают кровь. Или они скрывают ее отсутствие?

Император уличает Безымянного во лжи. Значит – трое его врагов умерли для того, чтобы четвертый проник к императору на расстояние десяти шагов?!

Падают шелковые занавеси изумрудного цвета, император буквально прорубается мечом до следующего слоя истины, окрашенного в зеленый цвет. Изумительная работа со спецэффектами… Первый фильм, где полеты выглядят сами собой разумеющимися, необходимыми… Камера смогла кажется передать, как энергия стекает с лезвий мечей.

Но Безымянный сумел ошеломить императора, открыв ему следующий слой истины. Жертва… Белый цвет. Все одежды – белые. Высокий Утес считает, что Поднебесная должна быть единой, пусть и под властью тирана. Для народа важнее это. Людям нужен мир…

Еще нет финала, и открывается следующий слой. Черные одежды слуг и советников императора. Жертва не может быть иллюзорной… Это ужас, но сцена двойного самоубийства… Такого накала у нас на экранах не было давно. И видно, что страсти не надуманы.

И нет никаких разночтений в восприятии. Нет «азиатской специфики». Нет непереводимого… Общечеловеческое все. И красота – общечеловеческая. Ландшафты Китая показаны изумительно, как будто летишь над планетой до заселения ее людьми…

И открывается следующий слой. О чем этот фильм? Кто приносит себя в жертву? Император Цинь Ши Хуанди, был тираном, но создал единое китайское государство и прославил народ Великой Стеной… Коммунистический Китай отстоял государственную независимость, запустил своего космонавта, готовит полет на Луну…

Трое, принесших себя в жертву – уж не Тайвань ли это, Гонконг и Макао? «Одно Небо, и Поднебесная тоже одна». Какая разница, коммунисты, гоминдановцы – это один Китай. Одна Поднебесная…

Алексей Кузьмин

 



Сайт создан в системе uCoz