Председатель Мао

Великий лидер китайского народа

 

 

Он родился 26 декабря 1896 года, на юге Китая в деревне Шаошань уезда Сяньтань провинции Хунань. Отец его был военным, выйдя в отставку, основал торговлю в селе – скупал рис у крестьян и перепродавал в городе. Когда Мао Цзедуну исполнилось 14 лет, отец женил его на девушке, которой было тогда 20, начал привлекать его к своей работе. Мао работал и на поле, и помогал отцу вести счета, но это не сильно интересовало его.

Мао Цзедун имел возможность учиться. Он рано пристрастился к чтению, и прочел все классические китайские романы. Его любимыми книгами были «Троецарствие» «Речные заводи» «Путешествие на Запад» «Сон в красном тереме». Позже он запоем читал биографии великих людей. Он читал о Наполеоне, Петре Великом, Вашингтоне. Говорят, что вокруг его постели горой лежали книги, он мог по памяти цитировать огромные тексты из классиков. Так же говорят, что никто из его собеседников не мог переиграть его в соревновании на лучшее знание классической литературы. Если кто-то цитировал классиков, Мао подхватывал и продолжал цитату, вставлял затем свою, до тех пор, пока его собеседник не вынужден был признать свою недостаточную компетентность.

В 1911 году Китай был взорван Синьхайской революцией, уничтожившей династию Цинь. Тогда многим казалось, что начало республиканского правления – это конец всего старого мира, императорского Китая. В этот год Мао бросает школу и увлекается революционными идеями. Он поглощает политическую информацию, продолжая свое личное самообразование. В этом же году он на полгода вступил в армию, но бросил ее, продолжил свой собственный путь.

В 1913 году он приезжает в Чанша – центр провинции Хунань, и поступает – в педагогическое училище!

Профессор Ян Чанцзи замечает способного ученика и привлекает его в кружок молодых интеллектуалов. В 1918 году Мао заканчивает училище и переезжает в Пекин, где по рекомендации Ян Чанцзи работает в библиотеке Пекинского Университета. Здесь он знакомится с идеями анархизма и марксизма, посещает марксистские кружки. Так чисто интеллектуальное самообразование плавно перетекает в революционную деятельность. Мао начинает писать статьи, листовки

В 1919 году профессор Ян Чанцзи умер. Мао возвращается в Хунань и женится вторично – на дочери Ян Чанцзи. Похоже, это была его единственная настоящая любовь. Он получает должность директора начальной школы, и продолжает деятельность по изучению и распространению марксизма. С 1920 года в городе Чанша существует марксистский кружок, а всего в Китае их тогда было шесть.(Шанхай, Пекин, Чанша, Гуанчжоу, Цзиннань, Ухань) Еще один кружок находился в Париже, где тогда учился Чжоу Эньлай, в будущем ставший «верным мечом» Мао.

В 1921 году Мао естественно становится делегатом I съезда КПК.

В те годы Китай, потерявший династию, оказался вовлеченным в классический круг гражданских войн, децентрализации, непрерывной политической борьбы. Милитаристы – правители отдельных краев искали личной власти и мечтали основать новую династию. Он имели армии, контролировали провинции, собирали налоги и на эти средства увеличивали свои армии. Этот «вечный двигатель» мог вертеться десятки лет. Государство гибло, чтобы вновь возродиться, как это случалось в истории Китая несчетное число раз…

Кто не имел опоры на отдельной территории, тоже собирал свои отряды. Остатки тайных обществ, банды, бродячие отряды повстанцев кружили по дорогам, соединялись в армии, распадались, и собирались вокруг новых вожаков.

Новой силой была политическая партия Гоминдан, поддержанная Коминтерном и Советской Россией. Гоминдан собирал под своими знаменами интеллигенцию, крестьян, буржуазию – он добивался республиканской системы правления и буржуазно – демократической конституции. Советские военные специалисты под руководством героя гражданской войны Блюхера построили для Гоминдана армию по образу и подобию советской красной армии. Лидером армии Гоминдана стал Чан Кайши.

Коммунисты опоздали к политическому раскладу, но быстро организовывались. В 1923 году Мао стал членом ЦК КПК.

Так честолюбивый юноша, не принадлежащий  к военной аристократии, высшей интеллигенции, известным ученым, сумел выдвинуться и нашел для себя собственный путь. Образование, интуиция, харизматическая внешность и бешеное честолюбие помогли ему на этом пути. Но кроме этого, в нем жила мистическая уверенность, что именно он должен стать новым лидером великого Китая.

Поначалу он выжидал, осваивался, никак не проявляя себя в политической борьбе. Увы, Китай столь огромен, население его столь многочисленно, что «всплыть наверх» весьма и весьма трудно. Необходимы титанические усилия для любого продвижения вверх. И всякое движение существует в условиях сильнейшей конкуренции, борьбе личных амбиций…

Кроме того, ученый – книжник еще не имел опыта политической борьбы и не умел воевать… Опыт пришел в 1927 году.

В начале августа 1927 года коммунисты подняли на юге Китая цепь восстаний «Осеннего урожая». Предлогом было уничтожение долговых расписок, и отказ бедных крестьян возвратить долги помещикам и кулакам. Однако, крестьяне не поддержали повстанцев, сочли их опасными чужаками – реально так оно и было. Активисты КПК не смогли навербовать сколько-нибудь значительных сил, и остались без поддержки населения. Все отряды были разгромлены, и разбегались от преследующих их сил Гоминдана и милитаристов.

В этой ситуации Мао применил классический ход. Он ушел в горы Цзиньганшань, известные еще по классическим авантюрным романам. Его расчет оказался правильным. Там он соединился с откровенно бандитскими отрядами, которыми командовали Ван Цзо и Юань Вэньцай. Бандитские атаманы признали Мао в качестве старшего брата и были пожалованы званиями командиров полков.

Среди этих отрядов Мао разыскал двух старых повстанцев, которые партизанили еще со времен маньчжурского владычества, и приблизил их к себе.

Это была инициация.

С этого времени Мао преображается. Он носит затертый солдатский френч, делит хлеб и кров с солдатами, становится отцом-командиром. Он всегда на передовой, в седле, среди солдат. Он становится лидером. У него появляется опора в армии.

Теперь он полностью соответствует своему мистическому предназначению. Он призывает людей не к построению коммунизма, а к объединению Китая, изгнанию иностранных войск, обещает дать землю крестьянам. И тут он находит некоторое ноу-хау, которое делает его незаменимым в ЦК КПК.

Как ранее стало ясным, коммунисты сильно опоздали к политическому раскладу, и к началу гражданских войн не имели собственных боевых отрядов. Все потенциальные солдаты были мобилизованы и распределены по армиям их противников. Даже вторжение Японии не прекратило ожесточенной междоусобицы. Итак, Японские войска и их марионетки составляли одну силу. Вторую силу составляли локальные армии милитаристов. Третью силу составляли отряды Гоминдана. Но была еще одна, темная, скрытая сила. Весь Китай был покрыт сетью локальных деревенских отрядов самообороны. Еще их называли «красные пики». В Советском Туркестане они назывались «краснопалочники», их упоминал Фурманов в своем романе «Мятеж».

«Красные пики» вырезали разбитые отряды любой идеологии. Все, кто фуражировался в деревне, были их потенциальными противниками. «Красные пики» себя не афишировали, вызов никому не бросали, били редко, но метко. Внутри этой сети в те времена существовала еще и сеть второго уровня – хуэйдани – боевые отряды тайных антиманчжурских обществ. Они не признавали никого, ни с кем не сотрудничали. Казалось, их порождает сама земля…

И вот здесь крестьянское происхождение Мао дало ему крутой козырь. Его признали. Мао нашел такую линию поведения в деревне, что «красные пики» начали пополнять его отряды. Мао дал крестьянам надежду. В это время коммунисты были выбиты из всех городов, и КПК стала по существу не рабочей партией, а крестьянской армией. И позиции Мао в партийном руководстве стали непробиваемыми. С 1930 года Мао начинает политику уничтожения непокорных ему командиров и партийных функционеров на юге Китая. Он становится реальной силой в руководстве КПК, и сколачивает там свою собственную группировку. Его группировка борется против группировок, поддерживаемых Коминтерном и Советской Россией. Сталин категорически против Мао – он видит в нем только националиста, да к тому же опасного, самостоятельно мыслящего национального и политического лидера, соперника на пути к мировому господству.

С 1930 по 1934 годы войска Мао удерживали «Освобожденный революционный район» на юге Китая.

За это время в его личной жизни происходят тяжелые изменения: его вторая жена Ян Кайхуэй попала в руки гоминдановцев и была казнена. В 1930 году Мао женится в третий раз, его новую жену зовут Хэ Цзычжень – она революционерка, как и он. Мир, в котором они жили, угрожал им смертью.

В 1930 году войска Чан Кайши окружили центральный район, и стягивали силы для его полного уничтожения. Но Мао держался за землю до последнего. Этим он добивался нескольких целей.

Во – первых – поднимался престиж Красной армии, «освободившей» немалую территорию. Это был сильнейший идеологический и моральный фактор.

Во – вторых, он привлекал на свою сторону крестьян, формировал массовое сознание и массовую легенду. «Каждому пахарю свое поле», «Кто не работает, тот не ест», «Разожжем пламя крестьянской войны», «Смерть душителям народа – помещикам и кулакам», «Если крестьяне хотят убивать – пусть убивают. Они лучше знают, кто враг» - эти лозунги прочно запали в массовое сознание.

В – третьих, Мао поставил своих солдат в «положение смертников». В полном соответствии с классическими наставлениями Суньцзы, он завел их в «смертельную местность», где они должны были сражаться или умереть. Находясь в полном окружении, его войска четыре раза разбивали превосходящие силы Гоминдана.

В 1933 году Чан Кайши бросил на ликвидацию «Центральной революционной опорной базы» армию в 1 миллион человек. К октябрю 1934 года отряды Мао были разбиты. Был начат прорыв из окружения, сопряженный с огромными потерями. Впоследствии этот прорыв и последовавший затем марш получили название «Великий Северо-Западный поход».

 

Пройдя 12,5 тысяч километров, в октябре 1935 года,

 Мао вступил на север провинции Шэньси.

Из 100 тысяч человек осталось 10 – 15 тысяч.

Это не было поражением.

Это была победа.

 

 

Горный перевал тверд, как железо

Но сегодня могучим шагом

Мы перейдем через вершину!

Горы синие, как море.

А заходящее солнце

Алеет, как кровь.

 

Мао Цзедун.

Стихотворение написано после тяжелейшего боя на Лушаньском перевале.

 

За время похода группировка Мао захватила лидерство в ЦК КПК. Мао становится Вождем.

 

 

 



Сайт создан в системе uCoz